Связи с общественностью в Европе
ЕвропейскийPR формировался значительно позже, чем американский.
Американский подход к PR в 1920-е годы в Европе потерпел полный крах. В 1924 г. группа американских специалистов прибывает в Париж для создания PR-агентства для руководителей французского бизнеса, было организовано несколько информационных мероприятий, которые не имели успеха. Уже позже, после 2 Мировой войны, на европейском континенте была создана своя теория PR, основателем которой является француз Люсьен Матра.
Филипп Буари дает развернутое изложение принятой в этой теории системы ценностей, лежащих в основе PR- деятельности. Буари противопоставляет PR, как социальную деятельность, направленную на созидание, пропагандистским и манипулятивным технологиям, в частности, технологиям подрывной деятельности в информационной сфере, целью которых является разделение людей.
Начальный этап институализации европейских PR, как социального института, для стран старой демократии - период после Второй мировой войны, хотя примеры технологий осознанного информирования общественности можно увидеть в Великобритании, Германии и др. странах еще во время Первой мировой войны. Позднее, в 1930-х г., во время фашистского режима Муссолини, Министерству народной культуры Италии был вменен в обязанное надзор над всей информацией, имевшей публичный статус.
Европейские исследователи уже обозначали контуры своей PR-истории. Французский теоретик и практик Жак Ку де Феайк выделяет четыре основных этапа развития европейский PR.
1. "Примитивная эра" (1945-1950 гг.)
Это период поиска согласия между социальными группами, период информирования социальных групп прежде всего путем установления эффективных отношений корпораций с прессой. Поэтому в это время главным образом идет становление пресс-рилейшнз. (Л.Матра, Ф.Буари)
2. "Вторая эра" (1950-1970 гг.)
Это период формирования философии компании, когда предприниматели уже хорошо понимают, что недостаточно строить отношения с прессой, нужно также объяснять и обосновывать свои цели, действия, рассказывать о корпорации и ее философии, необходимо строить имидж корпорации. "Чтобы достичь этой цели, - пишет Т.Лебедева, - продолжая все время придавать большое значение СМИ, надо было также все больше нацеливать информацию по отношению к определенным группам общественности, способным оказывать прямо или косвенно влияние на жизнь компании".
3. "Третья эра" (1970-1980 гг.)
Период расширения рынков. Бурный рост PR оказался обусловленным изменением мировой экономической ситуации - растущей взаимозависимостью национальной промышленности с промышленностью других стран, когда расширение рынков повлекло за собой необходимость формирования мультинациональной политики и увеличение круга заинтересованной общественности.
4."Четвертая эра"
Началась в 1990-е г. и была связана с процессами формирования глобального информационного рынка, интернационализации СМИ, развитием новых электронных технологий в системе массовых коммуникаций.
Именно в данный период PR формируется, как профессия.
Наиболее значимыми из Европейских школ PR можно считать французскую и немецкую. Основателем европейской теории PR считают француза Люсьен Матра. "Стратегия доверия", как называют франц.шк. PR больше учитывает человеческий фактор, несет в себе более гуманистический характер. Матра стал автором международного кодекса профессиональной этики (Афинского кодекса)-11 мая 1965г.
Международная ассоциация PR была основана в Лондоне 1 мая 1955 г., а Европ.конфедерация PR (CERP) в 1959г.
В 2000г. создается Мировой альянс по связям с общественностью и коммуникационному менеджменту, в который в 2003г. вошло 28 национ. и межрегиональных организаций, представляющих около 100 тыс. PR-специалистов со всего мира. Цель - обмен опытом, выработка общих стандартов деятельности, освоение межкультурных подходов к PR-деятельности.