Аудитория СМК и методы ее изучения

Аудитория СМИ -масса людей, которые потребляют информацию и тем самым являются объектом информационного воздействия.

Цель изучения аудитории - повышение эффективности воздействия. Средства массовой информации апеллируют к личности в совокупности её социальных ролей, как к гражданину и семьянину, жителю конкретного района, представителю данной профессии и т.д.

Смыслтипологических исследований в выявлении кластеров разных типов среди аудитории позволяет сделать адресата массовой информации более конкретным и соответственно более действенным - информационное воздействие.

Потенциальная аудитория СМИ- это население страны или региона. (16+)

Расчетная или целевая аудитория СМИ- та часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.

Реальная аудитория конкретного СМИ- это те, кто читает смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.

Четкое выявление границ расчетной аудитории - важнейшая задача практического программирования деятельности средств массовой информации.

Оно может идти:

- по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории);

-путем дифференциации изданий, рубрик, программ.

Коренной проблемой для аудитория являетсяотбор информации.

Этапы отбора: тип СМИ, конкретный журнал, материал, смысловые блоки.

Потребности, интересы и мотивы влияютна отбор информации. Значительная часть информации отбирается импульсивно и под влиянием случая.

Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней отношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массовой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

1. Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств.

2. Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование«наборов» источников.

3. Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.

4. Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

5. Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Основные теоретические положения, на которых базировалось изучение аудитории социологическими методами были разработаны М. Вебером, У Самнером, Ф. Теннисом, Ле Боном, Г. Зиммелем, Э. Дюркгеймом, У Липпманом, О.Контом, Г. Тардом.

Становление практических методов и процедур исследования аудитории СМИ связано с именем американского социолога Дж. Гэллапа.

Виды исследований аудитории:

Пресс-опрос, когда в газете, или журнале публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы.

Почтовый опрос - предполагающий рассылку анкет по специально подобранным адресам. Телефонный опрос- специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта.

Телевизионный экспресс-опрос. Техника этого метода предполагает формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса, просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию.

Интернет-опрос - пользователь выбирает один из вариантов ответа.

Медиаизмерения- процесс получения данных о числе, структуре аудитории, предоставляемой в определенном отрезке времени и месте. Медиаизмерения включают в себя:

1. Оценку рейтингов СМИ

2. Определение портрета целевой аудитории каналов СМИ

3. Определение прайм-таймовых интервалов вещания ТВ и радиоканалов.

4. Определение доли вещания телеканалов и радиостанций

5. Выявление предпочтений зрителей в выборе местных новостных и развлекательных программирования

6. Жанровые предпочтения аудитории СМИ