КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ
Культовой архитектуре Византии в V—VII вв. присуще многообразие строительных типов. Как и в раннехристианском зодчестве Рима значительное распространение (преимущественно в Сирии, Палестине, Малой Азии, а также в Западных областях) получили базилики, которые перекрывались либо сводами, либо простыми стропильными крышами. Церковная архитектура заимствовала многие местные строительные традиции предшествующих периодов. В сирийских базиликах, например, чаще всего использовалась эллинистическая техника каменной кладки из крупных хорошо отесанных квадров
Использование в культовом строительстве ряда областей базальтовых плит, уложенных насухо, объясняется также дефицитом камня, пригодного для изготовления извести. Наряду с эллинистической техникой кладки применялась также кладка на растворе, позволявшем возводить своды по древневосточной традиции без кружал.
Довольно типичная для Сирии композиция двубашенного западного фасада церквей (например, базилика в Турманине V в.), оказавшая впоследствии влияние на романскую и готическую архитектуру, в свою очередь восходит к хеттскому бит-хилани (см. раздел Месопотамия).
Грузноватому замкнутому внешнему облику сирийских церквей соответствуют и более монументальные, чем в раннехристианской римской архитектуре интерьеры. Вместо стройной внутренней колоннады в них использованы широкие арки по массивным низким столбам, расчленяющие внутреннее пространство на относительно обособленные друг от друга нефы, (например, в базилике в Калб-Лузе VI в.) Перекрытия обычно выполнялись деревянными, нередко с открытыми стропилами. Единственным сводчатым пространством базилик оставалась абсида центрального нефа, перекрытая конхой.
Тяжелые, конкретно-материальные формы интерьеров, замкнутость и жесткая расчлененность их внутреннего пространства во многом являются наследием древних строительных традиций Передней Азии. Среди таких традиций наиболее важным было сводостроение, появившееся впервые в Месопотамии и использовавшееся при строительстве ранних храмов в этом районе.
Наряду с базиликами в Сирии встречаются также сводчатые латитудинальныецеркви (т.е. церкви с растянутым вширь внутренним пространством). Характерным примером может служить церковь в Сала (VI в.), состоявшая из трех частей: вытянутого вдоль западного фасада нартекса, представлявшего собой открытый портик; алтарной части, в центре которой находилась абсида с главным жертвенным столом, а по бокам — два дополнительных помещения.
Интерьер церкви в Сала отделен от окружающей среды толстыми стенами и имеет замкнутый характер. Массивность стен подчеркивается глубокими нишами в них. Немногочисленные маленькие окна главного зала, расположенные только в верхних частях его коротких стен, пропускают в интерьер тусклый свет. Внутреннее пространство храма распадается на ряд замкнутых и совершенно отделенных друг от друга помещений.
В главный зал можно попасть только через центральный дверной проем, против которого расположен вход в алтарную часть. Симметричное по отношению к продольной оси, вытянутое в ширину пространство, перекрытое полуциркульными сводом, предопределяет не движение верующих вперед к алтарю, как в базиликальных храмах, а их выстраивание в ряд перед глухой алтарной стеной, в которой особо выделялась т.н. царская дверь (дверь главного алтаря). Эту украшенную росписью стену с царской дверью, через которую во время богослужения был виден алтарный стол, можно рассматривать как зародыш будущего иконостаса.
Определенное распространение в восточных провинциях Византии получили также центричные храмы, примером которых является сирийская церковь Георгия в Эсре (начало VI в.). Церковь в Эсре представляет в плане прямоугольное снаружи и восьмиугольное внутри здание. Его интерьер имеет более низкий периферический обход с плоским каменным покрытием вокруг повышенного центрального купольного октогона. Этот октогон формировался высокими пилонами, связанными между собой арками, которые несли стены и опиравшийся на них купол.
Общим и неизменным для различных видов культовых зданий в восточно-византийских областях оставался строительный материал — камень. Выложенные из тесаного камня стены, арки и своды были гораздо более грузными и массивными, чем такие же конструкции в западных областях империи и особенно в ее столице, где основным материалом был более легкий кирпич-плинфа, укладываемый на раствор.
Наиболее распространенный размер плинфы 35,5x35,5x5,1 см. Для придания известковому раствору большей прочности в него добавляли мелкоистолченный кирпич — цемянку. Иногда использовалась также смешанная кладка из нескольких рядов плинфы на толстом слое раствора, чередующихся с рядами тесаного камня. Снаружи такая кладка обычно не облицовывалась и не штукатурилась.
Архитектура Константинополя эпохи императора Юстиниана I (527—565 гг.) наиболее последовательно развивает тип центрического купольного храма. Отдельные приемы решения плана и конструкции, выработанные еще в Древнем Риме, были синтезированы византийскими зодчими в стройную композиционную иерархическую систему. Главенствующее значение в этой системе принадлежало куполу, опиравшемуся на пилоны, связанные арками. В микрокосме храма купол символизировал небесный свод и поэтому должен был зрительно выглядеть легко, а подкупольное пространство обширным и величественным.
Одной из этапных построек в развитии центрических купольных зданий ранневизантийского периода был храм Сергия и Вакха в Константинополе (527—536 гг.). План храма имеет близкую к квадрату форму, с западной стороны располагался нартекс и атрий, а с восточной стороны — одна алтарная абсида.
Традиция устройства перед храмами перистильных дворов-атриев, характерная для раннехристианской архитектуры Рима, сохраняется и в Византии. В Церкви Сергия и Вакха атрий при турецком господстве был заменен колонным портиком.
Главное композиционное ядро интерьера, соответствовавшее подкупольному пространству, выделялось восьмью устоями и расположенными между ними колоннами, которые поддерживали галереи второго яруса вокруг центрального октогона.
Диагональные (по отношению к основной композиционной оси храма) стороны этого октогона были решены в виде полукруглых экседр с конховым покрытием, а остальные — в виде прямых отрезков стен. Колоннады в нижнем этаже соединены плоскими антаблементами, а на эмпорах — полуциркульными арками.
Вся эта конструктивно жесткая ступенчатая структура, несущая 16-ти секторный купол, отличается богатыми пластическими качествами. Свободное и высокое подкупольное пространство, освещаемое верхним светом, резко контрастирует с тесным двухъярусным обходом. В то же время соизмеримые с человеком колонны и мелкие членения архитектурных деталей смягчают массивность пилонов центрального октогона и способствуют масштабному объединению различных пространственных зон интерьера в единую сложную систему.
Господствующая композиционная роль интерьера в храме Сергия и Вакха особенно остро ощущается по контрасту с аскетической простотой его внешнего объема, лишенного каких-либо декоративных деталей.
Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания, а масса превращается как бы «в тонкую эпидерму, в эластичный пузырь, натянутый на пространство» присущ всему византийскому зодчеству.
Особенно последовательно он был проведен в главном и одновременно придворном храме Византийской империи — соборе святой Софии в Константинополе. Храм Софии, построенный в 532—537 гг. гениальными греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, должен был воплотить в своем художественном образе величие имперской власти огромной державы и господствующей христианской церкви.
В его создании были синтезированы композиционные приемы, использовавшиеся в выдающихся постройках Древнего Рима и христианской архитектуре. Общую архитектурную идею Софии, по определению Н.И. Брунова, можно сформулировать, как «купол Пантеона, водруженный на базилику Максенция». Храм совмещает в себе базиликальный и центрический типы, причем в основе плана лежит система базилики Максенция: прямоугольное здание (74,8x69,7 м) делится четырьмя свободно стоящими столбами на девять частей. Поперечное сечение образует базиликальный разрез с двухэтажными боковыми нефами. Относительно тонкие стены Софии (1 — 1,5 м), прорезаемые большими арочными пролетами окон, сходными с пролетами базилики Максенция, только заполняют пространство между столбами, воспринимающими боковой распор сводов среднего нефа.
Стены св. Софии выложены из плинфы с широкими слоями цемяночного раствора. В кладке пилонов использовался естественный камень.
Купол Софии несколько уступает по размеру куполу Пантеона (диаметр 43 м), однако пролет сводов центрального нефа св. Софии в два раза больше площади Пантеона (соответственно 1970 кв. м и 961 кв. м). Конструктивная прочность и легкость купола Софии достигалась использованием специальных пустотелых керамических изделий в виде вставлявшихся острыми концами друг в друга сосудов, образовывавших радиальные ребра кладки купола. Эти ребра опираются на круговое кольцо, выполненное из прочного камня. После неоднократных разрушений в результате землетрясений купол восстанавливался в той же технике. В настоящее время он имеет несколько более повышенные очертания, чем в эпоху строительства. Переход от квадрата плана к купольному кольцу осуществлен посредством пандативов (парусов в виде сферического треугольника).
Богослужение в храме св. Софии, представлявшее собой символическое изображение истории и событий священного писания, проходило под главным куполом вокруг богато декорированной (в том числе драгоценными камнями) центральной кафедры — амвона.
Священнослужители в соответствии со своим иерархическим положением играли роли тех или иных персонажей писания, патриарх, как высшее лицо церкви, изображал Христа. Храм в эпоху Юстиниана трактовался как «бестелесный и духовный театр». Присутствующие на богослужении как бы делились на активных участников религиозного театрализованного действия и зрителей, которые располагались в различных частях храма согласно их социальному положению (наиболее привилегированные места — в центральном нефе, 2-й этаж служил гинеконитом, т.е. местом для женщин).
Центральная секция среднего нефа перекрыта огромным куполом (диаметр около33 м)9. К этому куполу примыкают два полукупола того же диаметра, каждый из которых в свою очередь окружен малыми полукуполами.
Введение подобной системы органично решило одновременно несколько композиционных проблем: центрально-купольная структура оказалась тесно взаимосвязана с базиликальным планом; внутреннее пространство обрело архитектурно-художественное единство, основанное на взаимной подчиненности различных его частей при абсолютном главенстве центрального купола; сводчатые конструкции объединились в жесткую взаимосвязанную систему, в которой статические усилия уравновешивают друг друга (распор купола нейтрализуется со стороны боковых нефов контрфорсами, а в продольном направлении — системой полукуполов).
По сравнению с монолитным подкупольным пространством римского Пантеона и с базиликой Максенция, где три равнозначных ячейки центрального нефа перекрыты одинаковыми крестовыми сводами, константинопольская София является качественно новым шагом в архитектурно-художественном освоении большепролетного внутреннего пространства.
Интерьер Айя-Софии, образуемый комбинацией многочисленных пространственных объемов (полуцилиндров, полусфер, призм и др.), представляет сложный и гармоничный архитектурный организм со своей ясно читаемой композиционной концепцией, соответствующей культовому сценарию храма и идее высшего потустороннего совершенства.
В соответствии с этим сценарием купол, олицетворявший небесный свод, должен был казаться парящим в воздухе, а все архитектурные массы быть максимально дематериализованными (масса наделялась отрицательной ценностью).
В римском Пантеоне купол, также символизирующий небо, является простой массивной полусферой, тяжесть которой наглядно воспринимается за счет трехмерной пластики его кессонов и нижнего барабана стен, на котором купол лежит.
В Софийском соборе купол, вознесенный пандативами на сорокаметровую высоту (в два раза больше, чем в Пантеоне), кажется едва касающимся взлетающих вверх арок. Всвоем основаниикупол прорезан венцом изсорока довольно крупных окон (1,5x4,6 м), узкие промежутки между которыми, воспринимаемые контражуром из-заслепящего света окон, кажутся растворяющимися в воздухе.
Световые потоки из многочисленных окон нарастают в интерьере от периферии кцентру, достигая своей кульминации в подкупольном пространстве. Общая идея дематериализации подчеркивается также золотой смальтой, которая покрывает купол и все сводчатые поверхности интерьера.
Сильнейшее, захватывающее дух и заставляющее зрителей забыть об используемых архитектурно-художественных средствах эмоциональное воздействие интерьеров св. Софии основывается не только на грандиозности ее подкупольного пространства, но также на сложной и пластично моделированной взаимосвязи ее отдельных пространственных зон воспринимаемых в «четвертом измерении» – времени.
При движении вдоль боковых нефов перед зрителем развертывается череда сменяющих друг друга многоплановых видов на соседние пространства и на уходящее ввысь пространство центрального нефа. Богатство разнообразных архитектурных членений и линий (арки, колонны, ребра сводов), пересекающихся в зрительном «кадре», придает интерьеру динамичность и экспрессию, которые сменяются пафосом грандиозности при выходе из-под арок боковых нефов в центральное подкупольное пространство. Огромные сами по себе боковые нефы кажутся ничтожно малыми, по сравнению с этим колоссальным пространством, которое формируется не столько стенами, сколько примыкающими меньшими пространствами и сложной пластикой поверхности сводов, развертывающейся перед посетителем.
Сами стены, расположенные ниже пят подпружных арок купола, практически отсутствуют, заменяясь двухъярусной аркадой на колоннах. Цельные стволы колонн опираются на сложно профилированную базу и имеют соответствующие сечению арок мощные капители с плоской мраморной резьбой, форма которых отталкивалась от античного коринфского ордера.
Несмотря на свой гигантский характер, внутреннее пространство собора не подавляет зрителя благодаря сомасштабным человеку деталям дающим ощущение истинного размера постройки – колоннам, капителям, аркам, ограждению эмпор.
Впечатление легкости архитектурных форм интерьера храма усиливалось также красочной роскошью их отделки. Все вертикальные внутренние поверхности Софии облицованы цветным полированным мрамором различных холодных и теплых оттенков, градация которых подобрана очень тонко.
В отделке сводчатых поверхностей использована смальтовая мозаика с различными изображениями на золотом фоне, сменившем синий цвет раннехристианских росписей. Криволинейность этих поверхностей обусловила неровное сияние смальты (некоторые ее участки вспыхивают золотым блеском, другие гаснут в полумраке). Впечатлению бестелесного великолепия способствовали также особенности ранневизантийской мозаичной кладки: отдельные кусочки смальты выкладывались нарочито неровно, под разным углом к архитектурным поверхностям, создавая эффект ускользающего дематериализованного мерцания.
Композиционные принципы и приемы, выработанные в столичной архитектуре VI века, довольно быстро перенимались в провинции и в первую очередь в Равенне, бывшей в эпоху Юстиниана важнейшим культурным центром западной части Византийской империи. До 526 г. Равенна была столицей остготского государства Теодориха.
Наиболее интересный пример в этом отношении представляет церковь св. Виталия (526—547 гг.) — центричный, восьмигранный в плане храм, перекрытый куполом. Его центральная часть повторяет структуру церкви Сергия и Вакха — октогон 15 м в диаметре, образуемый столбами, связанными между собой арками. Высокое центральное пространство, освещаемое окнами купольного барабана, окружено двухъярусным обходом боковых галерей, аркады которых абсидообразно выгнуты от центра.
Элемент композиционной неожиданности храму придает нартекс, повернутый под углом 20 градусов к зданию так, что между ним и восьмигранником здания образовались два промежуточных треугольных в плане пространства с лестницами на эмпоры в цилиндрических башнях.
Основная композиционная ось храма, подчеркнутая глубокой алтарной абсидой, таким образом, не совпадает с осями двух входных порталов и интерьер храма последовательно раскрывается в динамичных острых ракурсах. Перед входящим в интерьер разворачивается серия меняющихся при движении живописных картин, образуемых сложным многоплановым перетекающим пространством и оптически наслаивающимися друг на друга прямыми и криволинейными линиями архитектурных членений, которые его формируют. Важнейшую роль в эмоциональном сценарии движения-восприятия играет выход из-под относительно невысокого обхода боковых галерей в светлую и просторную центральную часть.
Как и в константинопольской Софии, столбы и внутренние стены церкви св. Виталия были облицованы цветными мраморными плитами, а своды и стены над колоннами покрыты мозаиками, золотой смальте которой вторила резьба капителей колонн. Капители колонн имеют форму усеченных пирамид, украшенных плоской кружевной мраморной резьбой. Для лучшего соответствия капителей сечению опирающихся на них арок, несущих стены, между пятами арок и капителями помещены дополнительные каменные абаки (прием довольно часто используемый в византийских интерьерах).
Мозаичная живопись в интерьерах церкви св. Виталия имеет много общих черт с раннехристианской мозаикой: яркие краски, античное понимание красоты, отсутствие строгих иконографических канонов, свобода поз и жестов в человеческих изображениях.
Наряду с религиозными сюжетами (изображение апостолов, сцены крещения Христа и др.) большое место отводится светской тематике (изображение императора Юстиниана и его жены Феодоры, окруженных придворными на стенах в подкупольном пространстве). Вместе с тем в этих мозаиках появилась та статичная торжественная церемониальность, выстаиваемых длинными фризами и облаченных в роскошные одежды фигур, которой была лишена более раскованная античная и раннехристианская живопись. Элементы окружающей персонажи природной и архитектурной среды даются фрагментарно и являются по сути атрибутами более символического, чем изобразительного характера. Смальтовые архитектурные поверхности воспринимаются подчас как некая иррациональная пространственная среда, в которой «парят» плоскостные изображения.
Кроме расширяющейся кверху трапецевидной формы в византийских интерьерах использовались капители в форме куба, скругленного снизу, а также в виде цветочных чашечек, обложенных стилизованными листьями аканфа, выполненными в плоском рельефе. Стволы колонн не имели энтазиса, но часто сужались кверху, а базы были очень близки к античным.
Отмеченные выше черты присущи всей монументально-декоративной живописи ранневизантийского периода. Наиболее хорошо сохранились до наших дней мозаики в интерьерах равеннских базилик Сант Аполлинаре ин Классе и Сант Аполлинаре Нуово, близких по своей объемно-пространственной структуре к раннехристианским базиликам Рима (три нефа членятся аркадой по колоннам, эмпоры отсутствуют, перекрытия — плоские, деревянные).
Часть мозаик базилики Аполлинария Нового была выполнена при Теодорихе (в том числе изображения гавани, моря с кораблями и дворца Теодориха), остальные — в эпоху Юстиниана.
Мозаики, расположенные в основном на стенах центрального нефа в промежутке между окнами и боковыми аркам, представляют собой вытянутые в длину фризы с четким ритмом изображаемых фигур, как бы вторящих ритму расположенных под ними колонн.
Раннехристианская базиликальная структура церквей, встречающаяся в византийских провинциях, была чужда константинопольской архитектуре, блестяще овладевшей композиционными и конструктивными приемами, связанными с техникой сводостроения, уже в шестом веке.
Однако в ряде построек базиликальные традиции не столько удерживались, сколько наполнялись новым содержанием, связанным с использованием купола, несущего огромное идейно-образное начало в культовом сценарии христианской церкви. Достаточно вспомнить, что базиликальный план и базиликальный разрез имеет константинопольская София — крупнейший и непревзойденный во всех отношениях купольный храм Византии. Именно в этот период сформировался тип купольной базилики, который впоследствии часто будет использоваться в европейской архитектуре вплоть до XIX века. Довольно показательным этапным примером такого типа можно считать константинопольскую церковь св. Ирины, построенную рядом с Софийским собором в те же годы.
Церковь Ирины, построенная в 530-е гг., разрушалась от пожара и землетрясения в 564 и 740 гг., после чего восстанавливалась.
Место, где впоследствии в западноевропейских церквах будет размещаться галерея трифория.
Церковь Ирины представляет собой трехнефную базилику с высокими эмпорами над более низкими боковыми нефами. Средний неф перекрыт двумя куполами, один из которых (восточный), поднятый на прорезанном окнами барабане, является композиционной доминантой интерьера.
Второй купол — более низкий играет подчиненную роль, почти не выделяясь в типичной для Константинополя иерархической системе архитектурных частей во главе с основным куполом.
Центрально-купольные церкви были наиболее распространенным, но не единственным типом культовых построек в Византии. Начиная с Юстиниановской эпохи, строятся пятикупольные храмы, наиболее ранний из которых — церковь Апостолов в Константинополе (VI в.).
Церковь имела крестовидный объем, в центре которого и в ветвях креста располагались купола одинакового диаметра, покоящиеся на подпружных арках и пандативах. Эта постройка до нашего времени не сохранилась, однако ее структура была воспринята не только в самой Византии, но и в некоторых областях Западной Европы, с которыми Византия поддерживала тесные торговые и культурные связи (например, собор Сан-Марко в Венеции XI в., церковь Сен-Фрон в Перигё XII в.).
В ранневизантийский период сложился тип крестово-купольного храма, который станет господствующим в последующие столетия как в самой империи, так и в различных областях ее культурного влияния (Россия, Закавказье, Балканские страны). Основу крестовокупольной структуры образует в плане равноконечный (греческий) крест, квадратный центр которого перекрывается куполом, поднятым на барабане со световыми проемами. Купол опирается на четыре столба или на стены при помощи парусов (чаще всего в виде сферического треугольника) и подпружных арок. Ветви креста обычно перекрываются полуциркульными сводами.
Крестообразная конфигурация плана может выявляться во внешнем объеме (преимущественно в культовой архитектуре Закавказья), однако наиболее распространенным был прямоугольный план церквей с внутренними столбами. Эти столбы соединяются арками между собой и со стенами. Угловые ячейки перекрываются крестовыми или циркульными сводами, либо меньшими по размеру куполами.
Предшественниками крестовокуполных храмов можно считать раннехристианские храмы с крестовидным внешним обьемом (например, мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, 440 г.).
Купола в крестовокупольных церквах обычно имеют небольшие размеры и их распор гасится цилиндрическими стенами барабанов. Распор сводов и арок взаимоуравновешивается или передается на достаточно массивные стены. Все конструктивные элементы, формирующие интерьер храма, связываются в единую пространственную систему, в которой главенствует центральный купол.
К крестообразному в плане главному пространству храма примыкает с западной стороны простой или двойной нартекс (притвор), а с восточной — пресбитерий (хор), заканчивающийся полукруглой абсидой. Боковые нефы заканчиваются в восточной части алтарными помещениями — пастофориями, сообщающимися с пресбитерием. С левой стороны располагается протезис для хранения пожертвований храму, справа — диаконикон (ризница). Эта алтарная группа отделялась от основного пространства для молящихся барьером, который вскоре был заменен колоннадой с антаблементом, превратившейся в поздневизантийский период в стенку-иконостас (через центральную дверь иконостаса могли проходить только священнослужители).
Одной из наиболее ранних известных крестовокулольных построек является церковь «вне стен» Русафы (569—586 гг.). Ее центральный купол опирался при помощи парусов и подпружных арок на четыре крестообразных в плане столба. Ветви креста были перекрыты цилиндрическими сводами, а угловые пространства — малыми куполами.
Интерьер церкви подразделялся на 9 отдельных пространственных ячеек, связанных между собой арочными проемами. Такой характер внутреннего пространства станет определяющим для большинства церквей средневизантийского и поздневизантийского периодов. Различным будет количество внутренних столбов и соответственно пространственных подразделений интерьера, его высота, наличие или отсутствие верхнего яруса галерей — эмпор. Во всех крестовокупольных храмах восточная стена имеет одну или несколько абсид, а в западной части чаще всего располагается нартекс.
Внешний объем абсиды часто имеет многогранную в плане форму.
Сложившейся в крестовокупольных интерьерах выверенной системе соподчиненных пространств (малые боковые ячейки, выделяющийся своими размерами центральный крест и доминирующая над всем вертикаль подкупольного пространства) соответствовали символически осмысленные архитектурные формы храма, отвечающие религиозной идее «вознесение к небу».
Купол служил аллегорией небесного свода, четыре несущих его столба трактовались как столпы церкви, алтарная абсида символизировала рай, западная стена — ад.
В соответствии с этой символикой (но не изобразительностью, в отличие от архитектурных форм древневосточных деспотий) строго по канонической неизменяемой схеме в интерьеры вносилась монументальная живопись. В куполе располагалось поясное изображение «Пантократора» (Вседержителя), в простенках между окнами барабана — фигуры пророков или апостолов, в парусах — евангелисты, на столбах — святые (столпы церкви), в конхе абсиды — Богоматерь, ниже — сцены принятия апостолами причастия от Христа, на западной стене — «страшный суд».
В VIII веке в обстановке глубокого социального кризиса начался т.н. период иконоборчества, продолжавшийся более ста лет и закончившийся восстановлением иконопочитания. Борьба против икон, использовавшихся церковью и монастырями была одним из внешних проявлений социально-экономической борьбы против монастырского землевладения, которая сначала возглавлялась императорами, но быстро была подхвачена широкими народными массами, выступавшими также против феодальной знати.
Иконоборцы утверждали, что передача божественного в человеческих формах является профанацией религии. В церквах ими уничтожались изображения святых, вместо которых создавались росписи с природными и архитектурными мотивами.
Иконопочитатели считали, что изображение персонажей христианского Пантеона является отражением божественного идеального «архетипа», а при помощи икон до людей доносятся религиозные идеи. Восстановление иконопочитания в 842 г. способствовало сложению строгой канонической регламентации монументально-декоративной живописи и всего византийского искусства.
Утверждение крестовокупольного типа храма как ведущего в культовой архитектуре IX века сопровождалось возрастанием композиционной роли его внешнего объема. В более ранних культовых постройках архитектурно-художественный приоритет полностью принадлежал внутреннему пространству, как символу высшего божественного совершенства. Даже внешний объем константинопольской Софии может показаться композиционно несобранным нагромождением огромных масс, по сравнению с одухотворенным совершенством его внутреннего пространства, непосредственно определившего наружную форму здания.
Церкви IX—XII вв. обычно более скромных размеров имеют также и более стройный силуэт (в основном за счет барабана купола), в их фасады вводится фигурная кирпичная кладка, стены разрабатываются нишами, полуколоннами, полуциркульными арочками, иногда облицовываются мраморными плитами.
Композиционный приоритет внутреннего пространства над внешним объемом в культовой архитектуре продолжает господствовать и в средневизантийский период.
В интерьерах возрастает материальность и телесность архитектурных форм при большей расчлененности и замкнутости отдельных пространственных зон (особенно в архитектуре восточных провинций).
Типичным примером средневизантийских церквей может служить Северная церковь монастыря Липса в Константинополе (908 г., ныне мечеть Фенари-Исса). Ее центральное крестовокупольное ядро со всех сторон окружено дополнительными помещениями.
С южной и с северной сторон к нему примыкают боковые галереи с деревянными перекрытиями и хорами на втором этаже. С западной стороны находится перекрытый крестовыми сводами нартекс, фланкированный с двух сторон помещениями, в которых находились лестницы, ведущие на хоры. Восточная сторона храма формируется пятью абсидами, главная из которых раскрывается в центральное пространство интерьера, а боковым соответствуют более замкнутые помещения с нишами в стенах. Замкнутым и относительно независимым характером обладают все периферические зоны интерьера.
Подкупольное пространство по своим размерам несопоставимо с огромными храмами эпохи Юстиниана (диаметр купола менее 4-х метров). В корне отличается и его образный характер: благодаря постановке купола на высокий барабан пространство получило ярко выраженную вертикальную устремленность. Композиционный центр интерьера — купол намного выше примыкающих к нему рукавов креста и периферических помещений, играющих еще более подчиненную роль, чем боковые пространственные зоны св.Софии или церкви св. Виталия.
Константинопольские церкви XI—XII вв. чаще всего не трактовались отдельно стоящими памятниками «в себе», а примыкали к соседним постройкам, портикам или перистильным дворам.
Отмеченные выше композиционные особенности средневизантийских интерьеров наглядно проявляются также в церкви Богоматери в Салониках (мечеть Казанджилар-Джами, XI в.), церкви св.Феодора в Афинах, XI в., северной и южной церкви монастыря Пантократора, первая половина XII в., и других крестовокупольных постройках этого периода.
Церковь (ныне мечеть Кахрие Джами) была построена в VI в., однако впоследствии много раз перестраивалась. В современном виде представляет собой архитектурный организм, сложившийся в результате последних пристроек и переделок, предпринятых в начале XIV века.
Принцип выделения центрального высокого подкупольного пространства проводился и в других типах византийских храмов (крестовокупольный тип был господствующим, но не единственным). Наряду с крестовокупольными строились так называемые перистильные церкви, в которых центральный квадрат, перекрытый куполом, отделялся от более низких боковых частей тройными колонными аркадами.
Перекрытые крестовыми сводами боковые части являлись по сути перистильными галереями, окружавшими с трех сторон центральное светлое и высокое пространство (с четвертой стороны к нему примыкала полукруглая абсида). Пример такого типа культовых интерьеров представляет южная церковь монастыря Липса, пристроенная к рассмотренной выше крестовокупольной северной церкви в 1282 г.
Обычай пристроек новых частей к более старым культовым сооружениям вообще характерен для средневизантийской и особенно поздневизантийской архитектуры. Объясняется это, с одной стороны, экономическими затруднениями: Византийская империя в это время была уже не такой всесильной и могущественной, как в эпоху Юстиниана.
Для нового строительства часто старались приспособить части уже существующих прочных построек. С другой стороны, в практике подобных построек большую роль играли и чисто эстетические факторы: живописность композиции блокируемых объемов и сложные пространственные связи их интерьеров.
В формообразовании комплекса церквей монастыря Липса главным
фактором было не отсутствие достаточных средств, а художественные и функциональные задачи, связанные с созданием мавзолея Палеологов: ниши в интерьерах южной церкви и окружающих коридорах предназначались для- погребений.
Интересная комбинация из двух церквей, составляющих единый комплекс была создана в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде (конец X — первая половина XI вв.). Северная, меньшая по размерам церковь Богоматери представляет собой стройный, выложенный узорчатой кладкой из кирпича с рядами поребрика и камня объем, интерьер которого формирует традиционная для Византии крестовокупольная система. Купол на барабане опирается посредством пандативов на четыре столба.
Южная церковь — Кафоликон является примером еще одного типа византийских купольных храмов, который своими истоками восходит к ранневизантийским постройкам типа церкви Сергия и Вакха.
Купол Кафоликона опирается не на четыре, а на восемь массивных опор, между которыми перекинуты сводики-тромпы, напоминающие конхи абсид внутреннего октогона церкви Сергия и Вакха. Сравнительно (с другими церквами того времени) крупное подкупольное пространство (диаметр купола около 8 м) отделяется от узких периферических обходов, перекрытых крестовыми сводами, массивными столбами и расположенными между ними миниатюрными колонками.
Как и в ранневизантийской архитектуре, отделка интерьеров очень красочна и нарядна. Внутри стены облицованы мраморными плитами различных оттенков, а своды и купола выложены мозаиками с золотым фоном. Сам же характер монументально-декоративной живописи в комплексе Хозиос Лукас и других средневизантийских церквах несколько меняется. Ранневизантийская яркость цвета уступает место более монохромной гамме. В прорисовке фигур появляется черный контур и четкая силуэтность, форма передается более условно, чем раньше, зачастую без светотеневой лепки, в движении фигур присутствует грубоватая резкость.
Наметившиеся в средневизантийской культовой архитектуре черты получили свое дальнейшее развитие в поздневизантийский период. Церковные сооружения принимают еще более камерный, интимный характер.
Большее внимание уделяется отделке фасадов, крестовокупольная структура перестает быть ведущим типом церквей, в строительной практике значительная доля работ приходится на перестройку существующих зданий, добавление к ним новых частей. Определенное воздействие на поздневизантийское зодчество оказала архитектура славянских стран — Болгарии, Сербии, Руси, отталкивавшаяся в своем становлении от Византии, но быстро обретшая свои собственные художественные традиции. Это воздействие связано в основном с богатой пластической разработкой фасадов, чуждой ранневизантийскому зодчеству и начавшей развиваться в средневизантийской архитектуре.
Примером сочетания традиционных конструктивных и композиционных приемов с новыми художественными традициями может служить церковь Апостолов в Фессалониках (1312 г.). С одной стороны, в организации ее интерьера использована освященная традицией крестовокупольная система (центральный купол на высоком барабане, опирающийся на четыре столба, возвышается над ветвями креста, перекрытыми полуциркульными сводами).
В то же время трехнефное крестовокупольное ядро с трех сторон окружено более низкими галереями, по углам которых сооружены четыре малых купола на барабанах. Архитектурные массы внешнего объема и соответственно внутреннее пространство храма получили, таким образом, ярусную пирамидальную композицию со ступенчатым нарастанием высоты к центральному куполу, характерную для построек того времени в Балканских странах, России и Закавказье.
Взаимосвязь внешнего объема и внутреннего пространства церкви Апостолов строится на их полном органичном соответствии. Структура интерьера четко выражена во внешнем облике храма. Полуциркульные своды ветвей креста образуют полукруглые закомары фасадов.
Благодаря тому, что кровельное покрытие обычно укладывалось прямо на своды и купола (в отличие от западноевропейской архитектуры, где своды защищались стропильными кровлями) габариты внешнего объема и внутреннего пространства, их пластическая структура полностью совпадали (если не считать толщины кладки стен и перекрытий). Это придавало всему архитектурному организму постройки композиционную целостность и тектоническую правдивость. Взаимопроникающая неразрывность архитектурно-художественного образа интерьеров и внешнего объема, как своеобразного микрокосма, сконцентрированного в одной совершенной постройке, достигалась в данном случае исключительно конструктивными средствами.
Одной из особенностей палеологовского периода является большая общественно-политическая роль монастырей. В монастырях велось значительное церковное строительство, культивировались различные искусства (в том числе и во время турецкого владычества). Часто монастыри представляли собой комплексы, состоящие главным образом из многочисленных церквей различного типа.
Так, например, среди монастырских культовых построек Мистры в Пелопонессе есть несколько крестовокупольных церквей со свободно стоящими столбами (св. София, Евангелистрия, XIV в. и др.), церковь с куполом на тромпах (св. Феодора в монастыре Бронтохий, конец XIII в.), а также церковь, сочетающая базиликальную и крестовокупольную структуры (ц. Пантанасса, 1428 г.).
Интерьер этой церкви состоит как бы из двух частей, расположенных друг над другом. Нижняя часть представляет собой базилику, три нефа которой разделены арочной колоннадой. В верхней части опоры, несущие посредством парусов купол на барабане, соединены четырьмя арками, образующими традиционную крестовокупольную ячейку. Благодаря такой системе, интерьер получает большую пластическую и пространственную усложненность и живописность.
Подобные интерьеры, однако, не являются преобладающими в поздневизантийской культовой архитектуре. Гораздо чаще встречаются небольшие церкви, внутреннее пространство которых распадается на отдельные, почти изолированные друг от друга пространственные зоны. Наиболее показательным примером таких строений является церковь монастыря Хора в Константинополе22.
Центральное пространство в этой церкви перекрыто куполом на барабане. Окна барабана и абсиды, примыкающей к подкупольной части, являются единственными источниками света, так как подкупольное пространство отделено толстыми стенами от асимметрично окружающих его полутемных уютных часовен, приделов, переходов и галерей.
В отличие от церковных интерьеров ранневизантийского и средневизантийского периодов, где единое перетекающее пространство объединяло присутствующих на богослужении вокруг главного религиозного действия у амвона, объемно-пространственная структура церкви монастыря Хора предполагает их разобщенность в отдельных часовнях за интимными молитвами.
Эти изменения в культовых интерьерах эпохи Палеологов объясняются двумя сопутствующими друг другу факторами — нарастающими экономическими трудностями и изменением социального заказа и функции церкви: в условиях усиливающейся феодальной раздробленности отпала задача утверждения идей самодержавной власти и имперской гегемонии средствами религии, архитектуры и искусства.
Новой чертой в поздневизантийских культовых интерьерах является также распространение фресковой живописи, которая часто вытесняла более дорогую мозаику. В отличие от более ранних и красочных стенописей фрески т.н. палеологовского Возрождения более монохромны, эмоционально напряженны и одновременно менее монументальны.
Палеологовское Возрождение — последний период развития византийской живописи, приходящийся на XIV — середину XV вв. (т.е. хронологически соответствующий эпохе Ренессанса в Италии). В этот период в живописи усиливаются реалистические начала, упраздняется жесткая иконографическая регламентация, предпринимаются попытки передачи пространства, изображаемые персонажи трактуются более жизненно, естественно и одновременно одухотворенно. Вместе с тем живопись сохраняет определенную условность в лепке
объемов и избегает перспективных построений.
Их выразительность строится, главным образом, за счет динамических контуров, линий и экспрессивных мазков. Фрески монастыря Хора отличаются уверенным мастерством исполнения и утонченной колористической гаммой, построенной на едва уловимых соотношениях тонов. Наряду с некоторой утерей былой красочной декоративности в этих росписях заметно также упразднение иконографической знаковое и четких канонов, дававших возможность легкого узнавания различных персонажей и сюжетов.
Отмеченные черты присущи и поздневизантийской мозаичной живописи. В мозаиках церкви монастыря Хора исчезает присущая более ранним периодам яркость цвета, варьирование размеров и кладка «по форме» отдельных смальтовых кубиков. Сами кубики делаются одинаковыми и очень мелкими, что с одной стороны позволяет достигать большей деталировки, но в то же время лишает мозаику присущей именно ей специфической художественной выразительности, связанной с характером кладки (размером, рисунком, углом положенных кусочков смальты).