История архитектурного освещения зданий
ГЛАВА 1. Понятие «фасадное освещение», история и основные критерии освещения
Фасадное освещение − искусственное освещение фасадов зданий, конструкций, сооружений, отвечающее эстетическим требованиям зрительного восприятия; является элементом формирования городской среды.
Освещение фасадов может придать неповторимый ночной облик любому зданию. Днем дневной свет и архитектурные формы делают здание красивым. Ночью ведущим становится фасадное освещение, которое подчеркивает или смягчает больше чем дневной свет некоторые элементы архитектуры здания и других прилежащих пространств.
Кроме эстетической функции фасадное освещение защищает здания от вандализма. Конечно, всегда приятнее и безопаснее проходить ночью мимо хорошо освещенного здания, нежели мимо тонущего во тьме.
История архитектурного освещения зданий
Подсветка фасадов зданий в наше время является неотъемлемой частью городской архитектуры. А ведь всего 100 лет назад единственным способом наружной подсветки фасадов был фонарь, освещавший вход в дом.
Собственно, история архитектурной подсветки началась, когда в качестве дешевого и доступного источника энергии для ламп стала использоваться электрическая энергия. Поэтому историю архитектурного освещения можно разделить на долгий доэлектрический этап и короткий, но очень бурный этап электрического освещения. Именно на втором этапе появились понятия «световая архитектура» и «архитектурное освещение».
Массовые и эффектные электрические зрелища были организованы в России в 1883 году в дни коронации Александра III. На колокольне Ивана Великого загорелись 3500 ламп Эдисона. С кремлевских башен били лучи прожекторов с дуговыми лампами, направленные на соседние башни, на только что завершенный и освященный храм Христа Спасителя, окруженный электрическими фонарями. Тысячи пламенных источников на стенах и башнях Кремля, на дворцах и соборах дополняли феерическую картину, вдохновившую русских художников (рис. 1).
Рис. 1. Картина «Москва. Кремль. Праздничная иллюминация 1883 года» О.А.Гофман, Ю.Ю. Клевер.
Впервые реально архитектурное освещение было использовано в США в 20-е годы XX века, когда началось активное строительство небоскребов Манхэттена (Нью-Йорк), и ведущие архитекторы того времени соревновались в том, кто построит самое высокое здание.
Манхэттен − это «новый город света и цвета, сказочная страна ночи... город освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов» - писала «Нью-Йорк Таймс» в 1925 году [1].
Именно благодаря декоративной подсветке фасадов, использованию различных цветов в освещении, Манхэттен стал самым ярким районом Нью-Йорка в вечернее время (рис.2).
Рис.2 Ночной Нью-Йорк, фотограф Эндрю Мейс (Andrew Mace)
Вскоре идеи, использованные при строительстве на Манхэттене, получили широкое распространение в других городах и странах.
Первая публикация об архитектурном освещении появилась в 1930 году. Совместная работа специалистов фирмы «General Electric» и знаменитых архитекторов тех лет называлась «Architectural Lighting» («Архитектурное освещение). В ней рассматривались, в основном, вопросы освещения небоскребов. «Освещение снизу вверх дает исчезновение света от основания к вершине и усиливает перспективу. Наблюдатель видит исчезающее в ночи здание, что дает ощущение увеличения высоты» - одна из цитат этой работы.
Европейские решения в освещении зданий характеризовались большим чувством стиля, утонченным вкусом архитекторов, изначальными особенностями архитектуры: подчас на одной улице стояли здания в различных стилях – классицизма и неоклассицизма, готики, барокко, ампира.
В СССР архитектурной подсветке придавали большое значение. Сталинский неоклассицим, ставший ведущим архитектурным направлением с середины 30-х до середины 50-х годов ХХ века, с его монументальностью, характерной ансамблевостью и целостностью требовал особого подхода к освещению. Очень часто фасады монументальных «сталинских» зданий использовались в качестве постаментов для скульптур, поэтому помимо заливающей подсветки всего здания активно использовалась локальная подсветка элементов фасада.
Современный облик сталинских высоток в вечернее время стал еще более ярким (рис.3 а, б) [2].
Рис. 3 а) Так освещали МГУ в середине 50-х; б) Таким мы видим его сейчас. |
В послевоенные годы в Европе восстанавливали здания, инфраструктуру, экономику, и архитектурной подсветке уделяли мало внимания, ресурсы нужны были для обеспечения жизни. Поэтому до конца 50-х годов архитектурному освещению уделяли мало внимания. В 60-х годах ситуация начала меняться. Все более востребованными стали работы по освещению фасадов зданий, городской вечерний пейзаж стремительно начал меняться.
В 1969 году была создана первая организация, объединяющая специалистов по архитектурному освещению - Международная Ассоциация Дизайнеров Освещения(IALD). Члены IALD должны соблюдать правила этики и не заниматься продажей или установкой осветительного оборудования. Члены IALD приглашались для работы над проектами самых узнаваемых в мире сооружений. IALD базируется в Чикаго, в её состав входят более 700 членов со всей Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии. Задачами IALD является установление самых высоких стандартов в профессиональном дизайне освещения и совершенствование мастерства архитектурной подсветки объектов. Сейчас существует более 20 крупных профессиональных международных объединений по архитектурному освещению.
Наступление XXI века вдохновило весь мир на повсеместное осуществление световых проектов, в том числе грандиозных по своему размаху. Развитие светотехнического оборудования и источников искусственного света открывают новые возможности для реализации идей проектировщиков архитектурного освещения.