Научно-технический прогресс и новые инженерные сооружения

Развитие капитализма в России и влияние социально-экономических

Условий на архитектуру

 

Россия вступила на путь капиталистического развития позже других европейских государств. До середины ХIХ века Россия была аграрной страной с небольшим числом промышленных предприятий. После отмены крепостного права в 1861 г. начался приток рабочей силы в города, расширяется промышленное производство, развивается торговля. В 1890-е годы происходит значительный подъем промышленности, используются достижения технического прогресса. Капитализм вступает в стадию империализма.

Рост городов и строительный бум рубежа веков стимулирует развитие строительной науки и техники, появление новых видов благоустройства зданий и городских территорий.

Социально-экономические условия оказывали влияние и на архитектуру. Контроль за застройкой городов был ослаблен, строительство в условиях конкуренции и частной собственности на землю велось без увязки с существующей застройкой. Облик городов утрачивал гармонию и стилистическое единство, свойственное городам периода классицизма. Для архитектуры этого времени характерны стилизаторские поиски, зачастую определяемые вкусами заказчиков. Высокая стоимость участков земли в городе объясняет их плотную застройку и появление дворов-колодцев, обстроенных многоэтажными доходными жилыми домами.

Формируются новые типы общественных и промыщленных зданий, совершенствуются уже существующие, такие как универсальные магазины, банки, биржы, выставочные павильоны, учебные и научные заведения, музеи, больницы, церкви, казармы, транспортные и инженерные сооружения.

 

Научно-технический прогресс и новые инженерные сооружения

 

Научно-технический прогресс, развитие промышленности, создание прогрессивных инженерных сооружений подготавливало почву для будущих изменений характера архитектуры на рациональных началах.

В связи с развитием металлургической промышленности появилась возможность создания металлических строительных конструкций, в частности, большепролетных пространственных. Строятся грандиозные мосты (Охтенский мост в Петербурег, 1908-1911 гг., В.Апышков, Г.Кривошеин), в дворцовых сооружениях, выставочных, банковских, торговых, вокзальных зданиях, в заводских цехах используются металлические балки, фермы, конструкции световых фонарей (дебаркадер Киевского вокзала в Москве, 1912-1917 гг., арх.И.Рерберг, В.Олтаржевский, инж.В.Шухов). Производится и применяется в строительстве крупноразмерное стекло.

Активно используется новый строительный материал – железобетон (железобетонный мост на Нижегородской ярмарке пролетом 45 м, 1896 г., первый в мире железобетонный маяк в Николаеве, 1904 г. и др.). Пример здания возведенного с металлическим каркасом и железобетонными перекрытиями – многоэтажное здание компании «Зингер» в Петербурге на Невском проспекте, арх. П.Ю.Сюзор, 1902-1904 г.