Людмила Винокурова, педагогический колледж «Орленка», 2003 год
Форма:занятие.
Возраст участников: 13–15 лет.
Педагогические задачи:формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
Краткое описание:
1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии.
2. Знакомство с правилами занятия:
– Каждый участник имеет право быть активным.
– Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант.
– Каждый участник имеет право на откровенность.
– Каждый участник имеет право быть услышанным.
– Каждый участник имеет право высказывать свое мнение.
– Каждый участник имеет право говорить от своего имени.
3.Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах ребенка».
4. Упражнение «хорошо – плохо». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй – как можно больше отрицательных. Например: «Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, поступать, как думаешь»; «Свобода – это плохо, нужно думать о том, как выжить самому, отвечать за себя, понимать, зачем ты свободен».
5. Беседа по направлениям:
– права подростков декларируются, но не соблюдаются;
– мы живем в правовом государстве, но в нашем государстве нарушают права человека даже высшие чиновники;
– о детях необходимо заботиться, но мало кто это делает;
– многие подростки лишены бесплатного дополнительного образования и т.д.
6. Работа микрогрупп. Ведущий делит участников на группы по 5–6 человек. Каждой группе дается задание в течение 3–5 минут придумать ситуацию, в которой, по их мнению, были нарушены права ребенка, записать ситуацию на карточке, отдать ее ведущему. Ведущий раздает карточки с описанием ситуаций группам. Каждой группе дается задание в течение 10 минут ответить на вопросы:
– Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации?
– Может ли ребенок в данной ситуации сам защитить свои права?
– К кому ребенок может обратиться за помощью для защиты своих прав?
– Как можно выйти из данной ситуации, не нарушая ничьих прав?
Затем все участники выражают свое согласие или несогласие и предлагают, если возможно, свой вариант ответа.
7. Подведение итогов.
Художественные дела
«Театр начинается…»