Инструкция по выполнению теста

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается тест по темам: «Вторичные жанры научного стиля», «Первичные жанры научного стиля», «Научная полемика», «Библиография». Тест включает 30 заданий, из которых 2, 5, 6, 9, 11, 16, 18, 20, 21, 24, 26 имеют 2 и более правильных ответов, остальные – только один правильный ответ.

 

ЗАДАНИЕ № 1 (○ – выберите один вариант ответа)

Укажите вторичные жанры научного стиля.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Монография 2) Научная статья 3) Реферат 4) Дипломная работа

 

ЗАДАНИЕ № 2 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

К первичным жанрам научного стиля относятся...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) курсовая работа, диссертация 2) тезисы, вопросный план

3) аннотация, отзыв 4) курсовой проект, доклад

 

ЗАДАНИЕ № 3 (○ – выберите один вариант ответа)

Краткая характеристика издания (рукописи, монографии, статьи, книги); показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) конспект 2) аннотация 3) реферат 4) рецензия

 

ЗАДАНИЕ № 4 (○ – выберите один вариант ответа)

Последовательное отображение ключевых частей текста в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) конспект 2) аннотация 3) реферат 4) план

 

ЗАДАНИЕ № 5 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Особенностью тематического конспекта является:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) составляется по нескольким источникам.

2) освещается какой-нибудь определенный вопрос.

3) раскрывает поставленные вопросы и изучает их с разных сторон.

4) состоит из определенного количества пунктов и подпунктов.

 

ЗАДАНИЕ № 6 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Укажите общепринятые сокращения.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) д-ть (делать), г-ть (говорить), Р (работа).

2) кг (килограмм), кВт (киловатт), канд.тех.н. (кандидат технических наук).

3) доц. (доцент), проф. (профессор), т.к. (так как).

4) ч-н (что-нибудь), ув. (уважаемый), вм. (вместо).

 

ЗАДАНИЕ № 7 (○ – выберите один вариант ответа)

Обязательные части (содержательная характеристика первоисточника и адресат текста) и факультативные (композиция, структура первичного текста, иллюстративный материал) характерны для…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) конспекта 2) аннотации 3) реферата 4) плана

 

ЗАДАНИЕ № 8 (○ – выберите один вариант ответа)

Речевые клише (Автор останавливается на вопросе…Он анализирует…Оценивая, он отмечает… Далее автор рассматривает…и др.) характерны для ….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) конспекта 2) аннотации 3) реферата 4) плана

 

ЗАДАНИЕ № 9 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Планы делятся на…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) развернутый и сжатый.

2) вопросный, тезисный, назывной, система ключевых слов.

3) монографический и обзорный. 4) основной и факультативный.

 

ЗАДАНИЕ № 10 (○ – выберите один вариант ответа)

Укажите порядок расположения планов разных типов.

1. Экологические проблемы ядерной энергетики.

2. Некоторые пути решения проблем современной энергетики.

3.Альтернативные источники получения энергии.

 

1. С чем связаны экологические проблемы ядерной энергетики?

2. На чем базируются пути решения проблем современной энергетики?

3.Какие источники энергии относятся к альтернативным?

 

1. Экологические проблемы ядерной энергетики связаны с захоронением отработанного топлива, а также с ликвидацией самих АЭС после окончания допустимых сроков эксплуатации.

2. Пути решения проблем современной энергетики базируются в основном на совершенствовании технологий подготовки топлива и улавливания вредных отходов.

3.К альтернативным источникам энергии относятся энергия солнца, ветра, вод, термоядерного синтеза и др.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Система ключевых слов, вопросный, тезисный

2) Назывной, вопросный, тезисный

3) Тезисный, вопросный, система ключевых слов

4) Тезисный, вопросный, назывной

 

ЗАДАНИЕ № 11 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Рефераты делятся на…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) репродуктивные и продуктивные.

2) реферат-конспект, реферат-резюме, реферативно-аналитический обзор, реферативную курсовую работу.

3) большие, средние и малые. 4) монографические и обзорные.

 

ЗАДАНИЕ № 12 (○ – выберите один вариант ответа)

Укажите, какие речевые жанры устного научного общения относятся к диалогическим (полилогическим).

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Доклад, защитное слово, лекция, ответ на вопрос.

2) Монография, защита курсовой работы, полемика, аннотация.

3) Дискуссия, диспут, беседа, круглый стол.

4) Научная полемика, лекция, доклад, диссертация.

ЗАДАНИЕ № 13 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, соответствует ли данный текст жанру аннотации.

Кашкаров А.П. Ветрогенераторы, солнечные батареи и другие полезные конструкции.

(1) Альтернативные источники энергии - ветер и солнце являются постоянно возобновляемыми, практически неиссякаемыми видами энергии. (2) В предоставленной вам книге автор раскрывает все тонкости преобразователей энергии солнца и ветра, их выбора, строения и установки. (3) Целая глава этой книги посвящена нетрадиционным радиоэлектронным конструкциям. (4) В приложениях представлены справочные данные и другая полезная информация.

(5) Книга предназначена для читателей, стремящихся к самостоятельному техническому творчеству, интересующихся радиотехникой, нетрадиционными источниками энергии, солнечными батареями и ветрогенераторами в эпоху всеобщей экономии и оптимизации издержек.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Нет, отсутствует адресат.

2) Нет, не указан иллюстративный материал.

3) Да, соответствует в полной мере.

4) Нет, содержит избыточную информацию.

ЗАДАНИЕ № 14 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, соответствует ли данный текст жанру аннотации.

Оуэн Бишоп. Настольная книга разработчика роботов. Москва: МК-Пресс, Корона-Век, 2010. - 400 с.

В первой части книги описывается поведение роботов, навигация, реакция на объекты и коллизии. Вторая часть посвящена механике, в ней описываются необходимые материалы, инструменты, колеса, редукторы, моторы, шаговые двигатели, сервомоторы. Электроника рассматривается в третьей части, в которой описываются электронные платы, инструменты для электронного монтажа, электронные детали, основы создания электронных схем, а также создание датчиков. Заключительная часть содержит подробные пошаговые инструкции по созданию 5-ти конструкций роботов: The Scooter, The Android, A robotic toy, The Quester, The gantry.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Нет, отсутствует адресат.

2) Нет, не указан иллюстративный материал.

3) Да, соответствует в полной мере.

4) Нет, текст содержит избыточную информацию.

Оуэн Бишоп

ЗАДАНИЕ № 15 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, в каком предложении допущена ошибка в оформлении цитаты.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) В одном из интервью Петренко Н.С. сказал, что «склады нефтепродуктов и окружающие их территории подчас напоминают “города мертвых”, а кадры кинохроники о плавающих в нефтяной пленке морских птицах и животных тревожат не только Greenpeace».

2) В интервью компании некоммерческого телевидения известный ученый сказал: «Не менее важной причиной необходимости освоения альтернативных источников энергии является проблема глобального потепления».

3) В одном из интервью известный ученый сказал, что «Проводятся эксперименты по использованию “биоэнергетики”, например, энергии парного молока для обогрева коровников».

4) «В настоящее время выдвигается множество различных идей и предложений по использованию всевозможных возобновляемых видов энергии, - сказал известный ученый в интервью компании некоммерческого телевидения. - Разработка некоторых проектов еще только начинается. Так, существуют предложения по использованию энергии разложения атомных частиц, искусственных смерчей и даже энергии молнии».

 

ЗАДАНИЕ № 16 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Определите, в каком предложении нет ошибки в оформлении цитаты.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Автор исследования отмечает: «Медианная фильтрация является нелинейной операцией над входным сигналом, которая наряду с исключением импульсных помех изменяет и статистические параметры сигнала, что может быть нежелательным для последующей обработки».

2) «Такие расходомеры имеют меньшую по­грешность, обусловленную колебанием диаметра ствола скважины, чем непре­рывные расходомеры с классической (малогабаритной) турбинкой и могут работать при меньших значениях расходов», – заявляет автор.

3) Директор департамента маркетинга З. Дышеков говорит, что «В этом году завод должен продать чуть более 4 тысяч единиц техники, это ниже уровня продаж прошлого года на 15%».

4) «Традиционная продукция завода - драги, наиболее приспособленные для условий российских дражных полигонов», - пишет автор.

 

ЗАДАНИЕ № 17 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, в каком предложении нет ошибки в оформлении библиографии.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) «Биоэнергия: Учебное пособие для школ». / Под ред. А. Агеева –Волгоград: «Книга, Международный Центр просвещения Вайленд – Волгоград», г. 2000.

2) Шмелёв Н. «Кризис внутри кризиса» М.: Вопросы экономики, № 10, 1998 год.

3) Дзюбан В.С. Справочник энергетика угольной шахты / В.С. Дзюбан, И.Г. Ширнин, Б.Н. Ванеев. Донецк: Юго-Восток, Лтд. 2001. - 447 с.

4) Остапенко В. «Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления» // Проблемы теории и практики управления, №1 2011.

 

ЗАДАНИЕ № 18 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Определите, в каком предложении есть ошибка в оформлении библиографии.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Соуфер С. Биомасса как источник энергии. Москва: Мир. 1985. 368с.

2) Вершинский Н. В. энергия океана Москва, Наука, 1986 152 с.

3) Бурдаков В.П. Электроэнергия из космоса - Москва: Энергоатомиздат, 1991 152 с.

4) Кононов Ю.Д. Энергетика и экономика. Проблемы перехода к новым источникам энергии. Москва: Наука, 1981. 190 с.

 

ЗАДАНИЕ № 19 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, в какой композиционной части курсовой работы может быть употреблен данный отрывок.

Общеэкологические подходы к рассмотрению и оценке природных явлений имеют длительную историю. По сути своей в значительной мере экологичными были труды первых ученых-естествоиспытателей, искавших зависимости между свойствами живых существ и условиями обитания: Аристотель (384-322 г. до н. э.), его ученик-ботаник Теофраст (371-280 г. до н.э.). Много ценных материалов поставили исследователи-натуралисты, занимавшиеся описанием и систематизацией растений и животных.

Особо следует выделить труд Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), в котором большое внимание уделяется приспособлениям (адаптациям) и взаимоотношениям организмов. Э. Геккель, вводя термин «экология», отмечал, что одной из задач данной науки является исследование всех тех взаимоотношений организмов, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Введение 2) Глава 1, теоретическая.

3) Глава 2, практическая 4) Заключение.

 

ЗАДАНИЕ № 20 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Среди типов заголовков к курсовой или дипломной работе выделяются следующие:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) общего характера 2) конкретизирующие вопросы теории

3) отображающие специфику авторской постановки вопроса

4) абстрактные или конкретные

 

ЗАДАНИЕ № 21 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Заголовок к курсовой или дипломной работе «Автомобилестроение 21 века» относится к названиям…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) общего характера 2) конкретизирующим вопросы теории

3) отображающим специфику авторской постановки вопроса

4) абстрактным

 

ЗАДАНИЕ № 22 (○ – выберите один вариант ответа)

Во введении к курсовой или дипломной работе должны быть отражены следующие составляющие:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Разъяснение поставленной в работе проблемы, постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, постановка общих задач работы, касающихся общетеоретического разрешения проблемы и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования.

2) Актуальность работы, цели и задачи, объект и предмет исследования, структура диплома, практическая значимость.

3) Обоснованный переход к эмпирической части работы, обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными.

4) Описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали; характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые лежат в основании выбора испытуемых.

 

ЗАДАНИЕ № 23 (○ – выберите один вариант ответа)

Определите, в какой части курсовой работы может быть использован данный фрагмент текста.

Неуклонное увеличение численности населения нашей планеты, беспрецедентно быстрое развитие производства в период НТР, нарастающее истощение запасов привычных источников энергии (угля хватит на 600 лет, нефти – на 90 лет, газа – на 50 лет, урана – на 27 – 80 лет), наконец, требования к сохранению окружающей среды заставляют людей искать новые источники энергии, прежде всего, располагающие возобновимыми или малоисчерпываемыми запасами. Человечество еще плохо использует возможности получения энергии из природных, практически неисчерпаемых источников: тепла земных недр и океана, энергии океанских и речных течений, приливов и волн, ветра.

Человечество потребляет огромное количество энергии. За год мы сжигаем от 9 до 20 млрд. тонн топлива. 78% всей потребляемой энергии составляют полезные ископаемые (34% - нефть, 25% - уголь, 19% - природный газ); 5% остальной потребляемой энергии – атомные ЭС; 6% - ГЭС; 11% - от других источников энергии.

В своей работе мы обратили внимание на возобновляемые источники энергии. Энергетика служит основой любых процессов во всех отраслях народного хозяйства, главным условием создания материальных благ, повышения уровня жизни людей. К традиционным источникам энергии относятся ТЭС, АЭС, ГЭС.

Если рассматривать перспективы традиционной энергетики, то угля хватит на 600 лет, нефти на 90 лет, газа на 50лет, урана по разным прогнозам на 27-80 лет. Поэтому мы обратились к теме нетрадиционных источников энергии, к ним относятся ветроэнергетика, гидроэнергетика, приливно-отливная энергетика, геотермальная энергетика.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) В конце, т.к. фрагмент содержит выводы.

2) В самом начале, т.к. отражена актуальность выбранной темы.

3) В любой части, если он логически связан с другими фрагментами.

4) В первой, теоретической главе, т.к. фрагмент содержит точные научные данные.

 

ЗАДАНИЕ № 24 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Рубрикация – это…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) членение текста на предложения.

2) членение текста на составные части.

3) графическое отделение одной части от другой.

4) использование заголовков, нумерации и т. д.

ЗАДАНИЕ № 25 (○ – выберите один вариант ответа)

Найдите фразу, которая не имеет отношения к термину «научный доклад».

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) сообщение о ходе исследования, его результатах.

2) излагаются новые факты или их оригинальная интерпретация.

3) состоит из двух композиционных частей.

4) приводятся конкретные примеры.

ЗАДАНИЕ № 26 (□ – выберите несколько вариантов ответа)

Выберите приемы, которые необходимо использовать в устном научном докладе.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Рекомендуется включать в текст средства диалогизации речи.

2) Следует упростить текст в грамматическом отношении, трансформировать сложные формы и конструкции в более простые.

3) Следует избегать цепочек слов в форме родительного падежа.

4) Рекомендуется часто употреблять предложения с причастными и деепричастными оборотами.

 

ЗАДАНИЕ № 27 (○ – выберите один вариант ответа)

Выберите слова и выражения, которые нежелательно использовать в устном научном докладе.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1)Я охарактеризую, попытаюсь рассмотреть…

2)Обратите внимание…; давайте вернемся к…

3) Вернувшись к анализу проблем профессиональной педагогики, приведенных в начале статьи,…; создание базы рефератов статей предметной области…

4) Вы, наверное, слышали…; вы, вероятно, согласитесь с…

ЗАДАНИЕ № 28 (○ – выберите один вариант ответа)

Целью научной полемики является…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Убедить оппонента в своей правоте. 2) Победить любой ценой

3) Выяснить истину. 4) Лишний раз поспорить

ЗАДАНИЕ № 29 (○ – выберите один вариант ответа)

Не является фактором успешной подготовки к научной полемике…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

 

1) Стратегию и тактику обдумать во время полемики.

2) Опровергнуть тезис и аргументы оппонента.

3) Подготовить контрдоводы, иллюстративный материал.

4) Защитить собственный тезис, привести аргументы.

 

ЗАДАНИЕ № 30 (○ – выберите один вариант ответа)

Во время ведения научной полемики можно использовать следующие фразы…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Это еще ничего не доказывает, голословное утверждение.

2) Не могли бы вы уточнить; в связи с тем, что вы сказали, у меня возникли соображения по поводу…

3) Сами-то вы и на простые вопросы ответить не можете; вы в корне не правы.

4) Конечно, вам виднее; вы не владеете необходимой информацией.