Введение

Стилистка научной речи – одна из дисциплин, которая формирует коммуникативную компетенцию студента профессионально -педагогического вуза. Цель дисциплины – повышение уровня научной речевой культуры специалистов разного профиля как условие для самореализации выпускника вуза в профессиональной сфере и в различных областях общественной жизни.

Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть «Гуманитарного, социального и экономического учебного цикла» ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Бакалавр профессионального обучения в результате освоения программы дисциплины «Стилистика научной речи» должен знать:принципы стилистической дифференциации языка; специфику выделяемых функциональных стилей русского языка; стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля речи; принципы построения устного публичного выступления, аргументирующих речей, ведения дискуссии; виды стилистических ошибок и способы их устранения.

Уметь:анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, создавать научные тексты (аннотацию, конспект, реферат, доклад, курсовую и дипломную работы);определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты; определять жанр научного стиля; анализировать научные тексты, указывать в них лексические и грамматические факты, характерные для научного стиля; выстраивать (организовывать) речь в соответствии со стилеобразующими факторами научного стиля; опознавать стилевые черты в текстах научного стиля; различать первичный и вторичный текст; выделять в предложенном тексте реферата композиционные и лексико-грамматические особенности; владеть умениями и навыками поэтапной подготовки реферата; оформлять библиографический список.

Владеть:навыками реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании текстов научного стиля; готовностью воспринимать и создавать письменные и устные тексты с учётом характера передаваемой информации; способностью анализировать и создавать первичные и вторичные научные (академические) тексты в письменной и в устной форме; способами создания рефератов по одному и нескольким источникам с отсутствием или наличием оценочной части.

Контрольно – измерительные материалы включают три теста:

1) тест входного контроля;

2) тест по темам: «Общая характеристика научного стиля», «Основные содержательные единицы научной речи», «Особенности лексики и грамматики научного стиля», «Орфография и пунктуация»;

3) тест по темам: «Вторичные жанры научного стиля», «Первичные жанры научного стиля», «Научная полемика», «Библиография», а также вопросы к зачету по дисциплине «Стилистика научной речи».

Тест входного контроля содержит 3 блока заданий. В блоке А 26 заданий, из которых задания № 9, 10, 17, 21 оцениваются в 2 балла (при условии, если все варианты ответа указаны верно), остальные – в 1 балл (максимум 30 баллов). В блоке Б 5 заданий, все задания оцениваются в 2 балла (максимум 10 баллов). Итого за все правильно выполненные задания блоков А и Б можно получить 40 баллов. Блок С предполагает формулировку тезиса, трех аргументов и трех примеров. Каждая правильная формулировка тезиса и аргументов оценивается в 9 баллов (максимум 36); каждый удачно подобранный пример оценивается в 8 баллов (максимум 24). Всего за блок С можно получить 60 баллов; в целом за весь тест – 100.

Время для выполнения – 80 минут.

Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа. Максимальное количество баллов за тест входного контроля – 6, минимальное – 0 баллов.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с количеством правильных ответов и утвержденными критериями:

Количество набранных баллов Количество баллов в соответствии со шкалой перевода
87 – 100
72 – 86
59 – 72
43 – 58
29 – 42
14 – 28
0 – 13

 

Тест по темам: «Общая характеристика научного стиля», «Основные содержательные единицы научной речи», «Особенности лексики и грамматики научного стиля», «Орфография и пунктуация» включает 30 заданий, из которых 10, 14, 17, 19, 23, 25, 26, 29 имеют 2 и более правильных ответов (оцениваются по 2 балла), остальные – только один правильный ответ (оцениваются по 1 баллу). Максимальное количество набранных баллов – 38.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с количеством правильных ответов и утвержденными критериями:

Количество набранных баллов Количество баллов в соответствии со шкалой перевода
33 – 38
26 – 32
19 – 25
13 – 18
9 – 12
4 – 8
0 – 3

Тест по темам: «Вторичные жанры научного стиля», «Первичные жанры научного стиля», «Научная полемика», «Библиография» включает 30 заданий, из которых 2, 5, 6, 9, 11, 16, 18, 20, 21, 24, 26 имеют 2 и более правильных ответов (оцениваются по 2 балла), остальные – только один правильный ответ (оцениваются по 1 баллу). Максимальное количество набранных баллов – 41.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с количеством правильных ответов и утвержденными критериями: