ТЕМА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Предмет культурологии и ее место в системе современного социально-гуманитарного знания. Задачи культурологии и ее функции.

2. Комплексный и многоплановый характер современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология.

3. Соотношение культурологии с другими гуманитарными науками и их взаимодействие. Культурология и история культуры.

4. Методы культурологических исследований..

5. Предпосылки формирования теоретической культурологии в ХХ веке.

 

Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать учащимся общее представление о культурологии как науке, истории возникновения и становления культурологии как относительно самостоятельной сферы научного познания культуры.

Прежде всего, надо уяснить значение самого термина «культурология». Этот термин происходит от латинского слова cultura и греческого слова logos – мысль, знание, наука. Дословный перевод термина – наука о культуре. Однако в обществе существует множество наук, которые изучают культуру как определенную сферу жизни общества и человека, различные аспекты и элементы культуры: искусствоведение, религиоведение, этнография, лингвистика и т.д. Как же культурология соотносится с этими гуманитарными науками?

В современной литературе существует три основных подхода к культурологии как теоретической дисциплине, изучающей «культуру во всех ее проявлениях и ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов развития…».

Первый рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Здесь системообразующим принципом является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. Второй представляет культурологию как специфический раздел всех наук, изучающих культуру. Третий подход считает культурологию самостоятельной научной дисциплиной особого общетеоретического характера, возникшей как результат взаимодействия и интеграции многих социально-гуманитарных наук. Она опирается на результаты исследований в этих конкретных науках, обобщает эти знания, но имеет и собственный, особый предмет познания. Таким предметом является культура как специфическая целостность в жизни человека и общества.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой предмет исследования – культура как система – не сводим к философскому и конкретно-научным подходам к этому феномену, были заложены (по крайней мере, впервые четко сформулированы) американским исследователем Лесли Уайтом в его работе «Наука о культуре» (1948) и др., где он и предложил новый термин для обозначения этой науки. Однако процесс самоопределения культурологии как научной дисциплины не завершен. Это по-прежнему новое направление в научном познании, чьи предметные и структурные границы не сложились окончательно.

Чаще всего культурологиярассматривается современными исследователями как особая наука о культуре, когда культура предстает в виде специфической целостности в жизни общества. Поиск новых, отвечающих современным требованиям подходов в изучении социальных процессов выдвигает на первый план дисциплины, исследующие культуру и историю культуры и цивилизации, в которых воплощается образ единого человечества. Изучение культурологии считается фундаментом всего гуманитарного образования. Культура интерпретируется как высшая ценность, смыслообраз, из которого вырастает все человеческое существование. Культурологические знания дают понимание того факта, что культура сделала человека (биологическое существо) собственно человеком (существом социокультурным), определяет общечеловеческие ценности и идеалы, а также их роль в общественной жизни. Задачей культурологии является объяснение и понимание культуры, различных ее элементов. Каждая культура является не просто системой элементов, но и их смыслов, определяемых сущностью и особенностями конкретной культуры. Культура в таком аспекте предстает как система взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, и результатом этого сложного взаимодействия является формирование особых качеств целостности, упорядоченности, особых законов функционирования, адаптации и эволюции этой целостности.

Подобное изучение культуры в целом когда-то было прерогативой философии, но только с помощью философских методов исследования. В отличие от философии культурология исследует не только культуру в целом (хотя этот аспект исследований остается и он сближает культурологию и философию – культурфилософия является составной частью и философского знания и культурологического, сочетая методы того и другого), но и различные сферы культурной жизни и даже отдельные явления культуры, но всегда с позиции ее целостности, системности, адаптационных способностей, механизмов упорядочивания и т.д. Культурология не только объясняет историческую логику культурного процесса, но способна в определенной степени прогнозировать этот процесс и оказывать на него влияние. Таким образом, культурология выполняет ряд важнейших функций в системе современного социально-гуманитарного познания: обобщающую, мировоззренческаую, дискрептивную (описывающую), объясняющую, прогностическую, методологическую и т.д.

Сегодня можно утверждать так же, что выделение культурологии в качестве самостоятельной науки не означает ее изолированного положения, с одной стороны, и отрицания ее комплексного характера, с другой стороны. Широта предметного поля культурологии связана с многоликостью самой культуры и это неизбежно придает ей комплексный характер и связывает с междисциплинарными исследованиями культуры. Соответственно можно выделить различные составляющие современного культурологического знания, которые соприкасаются с другими науками, отчасти пересекаясь с ними, что выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению. Среди них:

- культурология изучает наиболее общие проблемы существования культуры, ее сущность, формулирует основные понятия и законы эволюции культуры; философия культуры как раздел философии ориентирована на понимание культуры в контексте всеобщего (бытия), постижение ее смыслов бытия и создает методологические предпосылки для культурологических исследований, где культура рассматривается в ее конкретных формах;

- социальная культурология исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов; если социология культуры как раздел социологии изучает социальные условия развития культуры, формы проявления социальных влияний на человеческую деятельность, связанную с созданием, распространением, сохранением культурных норм, идей, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между природой и обществом, - то культурология исследует не взаимодействие индивидов, а элементов культуры – обычаев, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д. в процессе функционирования и эволюции культуры;

- морфология культуры изучает различные формы существования культуры, такие, например, как язык, миф, искусство, религия, мораль, наука и т.д.

- историческая культурология занимается исторической типологией культур, сравнительным анализом различных культурно-исторических типов; история культуры дает необходимый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру, о проблемах и противоречиях в культурно-историческом процессе, культурология же использует исторический материал для понимания и объяснения того, что стоит за фактами истории культуры;

- культурная антропология изучает человека как субъекта и объекта культуры, эволюцию культурно-исторических типов человека;

Существуют и другие разделы культурологии. При этом, в культурологии есть чисто теоретические разделы, есть отдельные описательные (эмпирические ) исследования, а есть и исследования прикладного характера (практическая или прикладная культурология), которые определяют, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной: культура общения, культура труда, культура учебы, культура межнациональных отношений и т.д. В современной культурологической литературе распространена точка зрения, что теоретическая культурология ориентирована преимущественно на выявление закономерностей эволюции культуры. Она исследует культурные процессы на основе понимания общих закономерностей существования социокультурной действительности, ставит и решает общие проблемы бытия культуры. Прикладная культурология, в самом общем виде, определяется как раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем развития культуры. Прикладная культурология может исследовать отношение людей к явлениям культуры, изучать и разрабатывать методику целенаправленного управления культурными процессами, деятельностью культурных институтов (просветительских, воспитательных, культуроохранных и т.д.).

Итак, культурология есть самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования и разнообразные методы. К важнейшим методам культурологии надо отнести системный метод, компаративный (сравнительный), исторический, герменевтический (метод истолкования текстов и других культурно-исторических явлений), метод типологического моделирования (реконструкция исторических типов культуры), структурный, функциональный и другие методы. Культурология исследует генетику культуры, объясняющую не только историко-культурный процесс в его конкретных воплощениях, но позволяющую воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.

Процесс формирования культурологии как особой сферы научного познания начался еще в XIX веке. В качестве объективных условий и причин этого процесса можно назвать две предпосылки. Первая - гносеологическая предпосылка, связанная с интенсивным развитием социальных и гуманитарных наук. Во второй половине XIX века стали появляться и бурно развиваться такие гуманитарные науки, как антропология, этнография, социальная психология, этнопсихология, семиотика (наука о свойствах знаков, главным образом естественных и искусственных языков) и т.д. Эти исследования открыли огромный мир культурных проявлений человека, разнообразных свойств и закономерностей культурной жизни. Все эти знания нуждались в обобщении и систематизации. Они открыли «невидимые» стороны культуры. Все это потребовало переосмыслить уже имеющиеся умозрительные представления о культуре, исследовать открывшиеся новые аспекты и закономерности культурных проявлений в жизни человека и общества.

Вторая предпосылка – социальная предпосылка, связанная с состоянием общества, его культурной жизни в конце XIX – ХХ вв. В этот период западный мир (а в понимании западных мыслителей, это весь мир, все человечество) переживал бурное экономическое развитие, но одновременно в обществе нарастала тревога за будущее. Мыслители заговорили о разворачивающемся кризисе культуры. Кризис культуры- это, прежде всего, кардинальное, качественное изменение основных ценностных ориентаций в обществе. Речь идет о тех духовных ориентирах, которые организуют жизнь людей – самые общие представления о том, что хорошо и плохо, важно и не важно в жизни, прекрасно и безобразно и т.д. Эти ценностные ориентации закрепляются в культурных традициях, передаются из поколения к поколению и обеспечивают преемственность поколений, стабильность жизни общества. Но бывают эпохи разрушения традиционной системы ценностных ориентаций – эпохи кризисов культуры.

Главной причиной кризисов культуры является качественное изменение условий жизни людей. Люди отказываются от традиций не потому, что не хотят жить в этих традициях, а потому, что не могут жить в этих традициях в новых условиях. В ХХ веке целый ряд социальных катаклизмов привел к таким изменениям: научно-технический прогресс (в том числе научно-техническая революция), социальные революции, мировые войны, урбанизация, масштабная миграция населения, которая сопровождается перемешиванием культур, и т.д. В итоге началось разрушение господствующей системы ценностных ориентаций, что привело к распадению общества на множество социальных групп и субкультур, каждая из которых формировала собственную систему духовных ориентиров.

Изменение традиционных форм коснулось всех сфер жизни людей. В сфере семейно-брачных отношений произошла «сексуальная революция», в результате которой кардинально изменились нормы, регулирующие половые отношения: то, что раньше запрещалось религией, порицалось моралью, каралось законом – легализовалось, стало нормальным и даже модным. В сфере религиозной жизни появилось огромное количество нетрадиционных религий: неориенталистские культы (чаще всего разнообразные формы восточных религий); синтетические формы, объединяющие христианство с другими религиями; неоязычество; внецерковная религиозность и т.д. В сфере художественного творчества на смену традиционному европейскому искусству пришел модернизм – «новое» искусство с принципиально иными установками в творчестве. Так, например, появилась живопись модернизма, для которой картина уже не «окно в мир», а способ выражения внутреннего мира человека. Для разных направлений модернизма – абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизми т.д. - потребовались иные способы изображения, но все они разрушали привычную форму реальных вещей, что затрудняло восприятие и понимание этих картин. В абстракционизме (так называемое «беспредметное» искусство) разрушение формы максимальное, тут царство цветовых пятен, линий, геометрических фигур, с помощью которых художник пытается передать свое состояние, свое мироощущение или понимание первооснов бытия (например, «Черный квадрат» К.Малевича). В сюрреализме, который пытается дать выход бессознательному в психическом мире человека, освободить художника от «оков разума», как правило, реальная форма есть, она выразительна, красива, подчеркнуто натуралистична, но свойства и отношения реальных предметов иррационально сочетаются, меняются, «формы перетекают друг в друга» (например, образ «растекшихся»

часов в картинах С.Дали). В экспрессионизме, который иногда характеризовали как «эмоциональную деформацию мира», целью искусства провозглашается обостренная выразительность для передачи трагизма и враждебности человеку мира начала ХХ века. При изображении определенных явлений, для усиления эмоционального воздействия на зрителя реальная форма жизни деформировалась до гротеска (например, голова человека в картине Э. Мунка «Крик»).

Смена ценностных ориентаций затронула и сферу науки, особенно метанауки. Начинается распространение идей конвенционализма, согласно которому все научные знания есть лишь конвенции, то есть договоренности ученых, которые помогают описывать человеческий опыт. Следовательно, ни одно научное знание (понятие, теория, закон науки и т.д.) не может претендовать на статус Истины. Плюрализм и принцип дополнительности точек зрения становятся нормой науки.

Все эти изменения в жизни людей требовали осмысления, оценки с точки зрения социального и культурного прогресса. Новые проблемы порождали и новые направления в исследовании культуры.

 

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Культурология и гуманитарное образование в современном мире.

2. Культурология в структуре технического образования.

3. Проблемы теоретической культурологии.

4. Проблемы практической культурологии.

5. Задачи культурологии.

6. Культурология как научная дисциплина.

7. Соотношение культурологии и истории цивилизаций.

8. Культурология и интеграция наук и знаний.

9. Основные подходы к пониманию соотношения культурологии и социально- гуманитарных наук, изучающих культуру.

10. Культурология и гуманистическое мировоззрение.

11. Культурология и сциентизм.

12. Культурология и технократизм.

13. Проблемы социальной культурологии.

14. Проблемы исторической культурологии.

15. Культурология и история культуры.

16. Культурология и социология культуры.

17. Проблемы культурной антропологии.

18. Морфология культуры как раздел культурологии.

19. Исторический метод в культурологии.

20. Системный метод в культурологии.

21. Проблема философских оснований культурологии.

22. Предпосылки формирования теоретической культурологии в ХХ века.

23. Кризис культуры в ХХ веке: сущность, проявления, перспективы.

 

 

Литература к теме 1.

 

Основная литература:

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл. 1.

 

Дополнительная литература:

 

1. Антология исследований культуры: В 2-х т. СПб., 1997.

2. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Проф. Г.В.Драча. М., 2006. – раздел 1.

3. Культурология. Под ред. Б.А.Эренгросс. М., 2007. – гл.1.

4. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. М., 2004. – раздел 1 гл.1 и 5; раздел 2 гл.9 и 10.

5. Культурология. Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М., 2007.

6. Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

8. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры.// Избр.соч., Т.1. М.,1996.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000.

10. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.,2003.

11. Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.

12. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

13. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.

15. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., 2003.

16. Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. М.,2007.

17. Платонова Э.Е. Культурология. М., 2003.

18. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1999.

19. Хрестоматия по культурологии. Ростов-на-Дону, 2005.

20. Чернявская Ю.В. Апология культурологии.// «Человек», 2004, № 6.

21. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2010.