ВВЕДЕНИЕ

УДК 008

А 86

Арушанов В.З., Лысенко Н.Н. Культурология. Методические указания к семинарским занятиям. - М.: МИИТ, 2011. – 136 с.

В методических указаниях для подготовки студентов к семинарским занятиям определяются цели, задачи и требования к уровню освоения курса культурологии студентами; дается план семинарских занятий по курсу культурологии и методические указания студентам по подготовке их к семинарским занятиям, где систематично излагаются основы курса теоретической культурологии; большое внимание уделяется литературе по всем темам курса, а также темам рефератов и докладов, которые студенты могут самостоятельно готовить к занятиям. Методические указания включают также перечень вопросов к зачетам и экзаменам по курсу культурологии.

Методические указания рассчитаны на бакалавров и студентов всех специальностей, обучающихся в МИИТе.

© ФГБ ОУ ВПО

«Московский государственный

Университет путей

Сообщения», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………….4

Планы семинарских занятий и методические

Рекомендации по изучению содержания курса.

Тема 1. Культурология как наука……………………9

Литература к теме 1…………………………………... .18

Тема 2. Основные направления и школы в

культуролгии…………………………………20

Занятие 1. Эволюция представлений о культуре

в истории европейской мысли…………….....20

Занятие 2. Культурологические идеи и концепции

ХХ века……………………………………….27

Литература к теме 2……………………………………..36

Тема 3. Культура как специфическая целостность

и система………………………………………38

Занятие 1. Культурологические подходы к понятию

«культура»…………………………………. ...38

Занятие 2. Бытие культуры в мире……………………...44

Занятие 3. Человек и культура…………………………..59

Литература к теме 3…………………………………........72

Тема 4. Историческая типология культур…………..75

Занятие 1. Динамика культуры……………………….....75

Занятие 2. Запад и Восток: особенности культурных

традиций……………………………………..79

Литература к теме 4……………………………….100

Тема 5. Культура в современном мире………..104

Литература к теме 5……………………………….111

Программа курса «Культурология»……………...115

Вопросы к экзамену и зачету……………………..132

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель современной системы высшего образования не только подготовка специалиста в определенной узкой сфере профессиональной деятельности, но и актуализация всех творческих способностей человека: гармоничное развитие его интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Речь идет о формировании личности, способной к разносторонней эффективной деятельности и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевая роль в этой гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. Знание истории культуры позволяет человеку освоить духовный опыт прошлого, соизмерить его с личным опытом, приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям. Человек, который не знаком с культурологией, живет в пространстве одной культуры, он ничего не знает о других культурных мирах. Культурология знакомит людей с духовным богатством разных культур, всего человечества.

Культурология – сравнительно молодая наука. Изучение культурной жизни различных народов, стран и эпох всегда привлекало философов (культура была предметом познания с момента возникновения философии), историков, этнографов и представителей многих других наук, также как писателей, путешественников и просто любознательных людей. Культурология как особая область теоретического исследования культуры начала формироваться в XIX в. и обрела статус самостоятельной науки фактически лишь в середине ХХ в.

За свою недолгую историю культурология не выработала еще единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между весьма различными точками зрения. Сложность и противоречивость ситуации, в которой ныне находится культурология, не является, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии – культура – есть феномен слишком многоликий, многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия).

Современное состояние разработки культурологии как науки, несомненно, накладывает свой отпечаток и на состояние культурологии как учебной дисциплины. При достаточно размытом Государственном образовательном стандарте по культурологии, ее представляют как органическое единство теории и истории культуры. Не разобравшись в теоретических вопросах, трудно понять и историю культуры. Поэтому основное внимание в учебном курсе уделяется различным аспектам теории культуры. Что же касается истории культуры, то ограниченность времени, отведенного на изучение курса культурологии, определяет избирательный подход к этому безбрежному материалу. Учитывая специфику последующей деятельности выпускников МИИТа, основное внимание в курсе культурологии уделяется своеобразию культурных традиций разных народов, что находит свое отражение в мышлении и поведении людей.

 

Цель курса культурологии: формирование у студентов основ культурологических знаний, необходимых как специалисту в определенной узкой сфере профессиональной деятельности, так и любому образованному человеку в современном мире. Современная культурная атмосфера в мире характеризуется невероятной активностью противоречивых процессов: оживление собственного культурного прошлого – и изменение традиционных ценностных ориентиров, осознание собственной культурной самобытности – и заимствование «здоровых начал» в других культурах, тенденции культурной универсализации и глобализации – и утверждение свободы личности и т.д. В этом сложном и противоречивом мире происходит личностное становление человека-специалиста, способного принимать самостоятельные решения по организационным, политическим, юридическим, нравственным и другим вопросам. Культурология призвана помочь молодому человеку в этом становлении, давая теоретические ориентиры в мире культуры, законов ее формирования, функционирования и эволюции, выводя человека за границы одной культуры в богатство духовного и интеллектуального опыта человечества, который содержится в культурных достижениях многих народов.

 

Задачи курса:

- дать студентам в систематизированном виде необходимый объем знаний о сущности культуры как специфической целостности, ее структуре и функциях в жизни человека и общества, о законах формирования и эволюции культурных систем, о влиянии культурной среды на формирование человека (культурно-исторического типа личности) и роли личности в культурном развитии общества;

- показать на конкретном материале историческую эволюцию культуры и различных культурных форм, своеобразие исторических типов культуры, их взаимодействие и преемственность, роль культурных традиций в жизни общества; показать также эволюцию культурно-исторических типов человека, особенности человека разных эпох и культурных регионов;

- научить студентов понимать и уметь объяснить различные феномены (артефакты) культуры; используя методологию и основные понятия современной культурологии, самостоятельно определять культурную принадлежность различных артефактов, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с последующей профессиональной деятельностью студентов;

- познакомить студентов с основными способами освоения культуры, формами хранения и передачи основных культурных ценностей от поколения к поколению;

- научить студентов лояльно и уважительно относиться к культуре других народов, их культурным особенностям и достижениям, а также уважительно и бережно относиться к культурным достижениям и традициям собственного народа, своего отечества.

 

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончанию изучения курса студент должен:

- знать и уметь объяснить сущность культуры как специфической целостности, ее структуру и функции в жизни человека и общества; уметь проиллюстрировать функции культуры на конкретно-историческом и современном материале;

- знать историческую эволюцию культуры, ее причины и законы, и уметь определить принадлежность различных культурных явлений к определенному историческому типу культуры;

- знать и уметь объяснить влияние культурной среды на формирование человека, понимать особенности различных культурно-исторических типов личности, а также различные механизмы приобщения человека к культуре;

- уметь использовать методологию и основные понятия современной культурологии для объяснения различных явлений в культуре общества, в том числе в сфере инженерной деятельности и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- знать основные направления в современной культурологии и авторские концепции культуры, уметь их критически проанализировать;

- знать особенности культурных традиций и менталитета народов Запада и Востока, уметь объяснить причины их формирования, их историческую взаимосвязь, а также основные культурные достижения и имена знаменитых деятелей культуры;

- знать особенности российского менталитета и культурных традиций России, уметь объяснить их происхождение; уметь объяснить и самостоятельно оценить культурные влияния Запада и Востока на разных этапах формирования этих традиций; уметь провести сравнительный анализ этнокультурных стереотипов народов Запада, Востока и России;

- знать основные достижения культуры народов России и имена знаменитых деятелей российской культуры;

- хорошо ориентироваться в тенденциях развития современной культуры, понимать ее проблемы и перспективы.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ