Чаадаев и Пушкин
Начало знакомства Пушкина и Чаадаева относится к 1816 году, когда Чаадаев был переведён корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Близкая дружба с этим серьезным и образованным, исключительно умным человеком оказала большое влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Чаадаеву посвящены знаменитые пушкинские строки:
Товарищ, верь: взойдет она
Звезда пленительного счастья
Кроме того, к Чаадаеву обращены еще два пушкинских послания 1821 и 1824 гг. и стихотворение“К портрету Чаадаева”
Чаадаев убедил Карамзина заступиться за Пушкина перед императором, когда поэту в 1820 году грозила ссылка в Соловецкий монастырь. В ссылке Пушкин помнил Чаадаева, переписывался с ним, посвящал ему стихи:
В минуту гибели над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу заменил надежду и покой; | |
А в дневнике 1821 года Пушкин делает запись, относящуюся к Чаадаеву: "Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя"
В последние годы жизни Пушкин встречался с Чаадаевым, но прежней близости между ними уже не было. Присоединяясь к критическим оценкам Чаадаева, высказанным в "Философическом письме", Пушкин не разделял пессимистических взглядов на судьбы России. Он писал Чаадаеву: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться... ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков..."
22...???
23.Философия “всеединства” B.C. Соловьева(1853—1900)
a. “Все есть одно — это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение”.
b. Основы учения о всеединстве изложены в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880), в работах:
ü “Духовные основы жизни” (1884);
ü “История и будущность теократии” (1886);
ü “Россия и вселенская церковь” (1889);
ü “Красота в природе” (1889);
ü “Смысл любви” (1892—1894);
ü “Теоретическая философия” (1897—1899)
ü “Определение добра” (1897—1899);
ü “Три разговора” (1900).
c. Из идеи всеединства вытекает и принцип свободы.
d. Всеединство - идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность.
e. Истинная суть человека – живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”.
f. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось в лице Христа.
g. Богочеловечество, богосовершенство искать надо не в окружающем мире, но в самом человеке, в его “свободно-разумной личности”.
h. По Соловьеву, человеку изначально дарована свобода
i. Всеединство как принцип бытийного устроения, строящегося из многоразличных элементов, связанных и сообразных так, что часть тождественна целому
j. философия всеединства предполагает укорененность здешнего бытия в божественном, включается в русло религиозной философии как “светского богословия”.
k.концепция Соловьева получила название «онтологической гносеологии» так как в нейакт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание рассматривается здесь воссоединяющая активность, работа воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.
Всеединство | ||
Разум | Опыт | Вера |
философия | Наука | Теология |
Истина | ||
Формальная (отвлеченная) | Материальная | Абсолютная |
Бытие | ||
Истина | Красота | Благо |
Цельное знание |
l.концепция Соловьева - теургия —мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Универсальный синтез науки, философии, религии ð «цельное знания» + “цельное творчество” = “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого - магия любви, эстетическое творчество как “общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности”.
m. Задача христианства = Запада и Востока. Один из способов - “упразднение спора между славянофилами и западниками” в русской мысли.
n. Идея “ взаимной необходимости ” христианского Востока и Запада - развитие “христианской политики”
o. Миссия России («внутренняя русская задача») - снятие всех противоречий между Западом и Востоком.
24.Владимир Соловьев и “русская идея”
Владимир Соловьев написал “Русскую идею” в 1888 году.
Основные идеи:
-“В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных. Нет!”
-“Россия еще не отказалась от смысла своего существования, она не отреклась от веры и любви первой своей юности. В ее воле еще отказаться от этой политики эгоизма и национального отупления, которая неизбежно приведет к крушению нашу историческую миссию”
-“Участвовать в жизни Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих, вот в чем, следовательно, единственная истинная цель, единственная истинная миссия народа”
-“Русский народ- христианский и Церковь есть истинная основа нашей национальной жизни”
-“Дух истины, дух любви, дух жизни, дух свободы…в его спасительном веянии нуждается русская церковь”
-“Религиозное и умственное освобождение России есть в настоящую минуту для нашего правительства дело такой же настоятельной необходимости, каким тридцать лет тому назад являлось освобождение крепостных для правительства Александра II”
-“Русская идея, мы знаем это не может ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской, и миссия нашего народа может стать для нас ясна, лишь когда мы проникаем в истинный смысл христианства”
-“Все три члена социального бытия одновременно представлены в истинной жизни Вселенской Церкви, направляемой совокупностью всех трех главных действующих сил: духовного авторитета священного первосвященника, светской власти национального государя, свободного служения пророка. В божественной Троице третье лицо предполагает два первых в единстве. Так оно должно быть и в социальной троице человечества. Свободная и совершенная организация общества предполагает союз и солидарность между властью духовной и властью светской. Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы- вот в чем русская идея”.