Чаадаев и Пушкин

Начало знакомства Пушкина и Чаадаева относится к 1816 году, когда Чаадаев был переведён корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Близкая дружба с этим серьезным и образованным, исключительно умным человеком оказала большое влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Чаадаеву посвящены знаменитые пушкинские строки:

Товарищ, верь: взойдет она

Звезда пленительного счастья

Кроме того, к Чаадаеву обращены еще два пушкинских послания 1821 и 1824 гг. и стихотворение“К портрету Чаадаева”

 

Чаадаев убедил Карамзина заступиться за Пушкина перед императором, когда поэту в 1820 году грозила ссылка в Соловецкий монастырь. В ссылке Пушкин помнил Чаадаева, переписывался с ним, посвящал ему стихи:

 

В минуту гибели над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу заменил надежду и покой;  
 

А в дневнике 1821 года Пушкин делает запись, относящуюся к Чаадаеву: "Твоя дружба мне заменила счастье, одного тебя может любить холодная душа моя"

В последние годы жизни Пушкин встречался с Чаадаевым, но прежней близости между ними уже не было. Присоединяясь к критическим оценкам Чаадаева, высказанным в "Философическом письме", Пушкин не разделял пессимистических взглядов на судьбы России. Он писал Чаадаеву: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться... ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков..."

 

22...???

23.Философия “всеединства” B.C. Соловьева(1853—1900)

a. “Все есть одно — это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение”.

b. Основы учения о всеединстве изложены в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880), в работах:

ü “Духовные основы жизни” (1884);

ü “История и будущность теократии” (1886);

ü “Россия и вселенская церковь” (1889);

ü “Красота в природе” (1889);

ü “Смысл любви” (1892—1894);

ü “Теоретическая философия” (1897—1899)

ü “Определение добра” (1897—1899);

ü “Три разговора” (1900).

c. Из идеи всеединства вытекает и принцип свободы.

d. Всеединство - идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность.

e. Истинная суть человека – живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”.

f. Осуществление “живого всеединства”, по Соловьеву, свершилось в лице Христа.

g. Богочеловечество, богосовершенство искать надо не в окружающем мире, но в самом человеке, в его “свободно-разумной личности”.

h. По Соловьеву, человеку изначально дарована свобода

i. Всеединство как принцип бытийного устроения, строящегося из многоразличных элементов, связанных и сообразных так, что часть тождественна целому

j. философия всеединства предполагает укорененность здешнего бытия в божественном, включается в русло религиозной философии как “светского богословия”.

k.концепция Соловьева получила название «онтологической гносеологии» так как в нейакт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание рассматривается здесь воссоединяющая активность, работа воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.

Всеединство
Разум Опыт Вера
философия Наука Теология
Истина
Формальная (отвлеченная) Материальная Абсолютная
Бытие
Истина Красота Благо
Цельное знание

l.концепция Соловьева - теургиямистическое восхождение к Первоединому, Богу. Универсальный синтез науки, философии, религии ð «цельное знания» + “цельное творчество” = “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого - магия любви, эстетическое творчество как “общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности”.

m. Задача христианства = Запада и Востока. Один из способов - “упразднение спора между славянофилами и западниками” в русской мысли.

n. Идея “ взаимной необходимости ” христианского Востока и Запада - развитие “христианской политики”

o. Миссия России («внутренняя русская задача») - снятие всех противоречий между Западом и Востоком.

24.Владимир Соловьев и “русская идея”

Владимир Соловьев написал “Русскую идею” в 1888 году.

Основные идеи:

-“В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных. Нет!”

-“Россия еще не отказалась от смысла своего существования, она не отреклась от веры и любви первой своей юности. В ее воле еще отказаться от этой политики эгоизма и национального отупления, которая неизбежно приведет к крушению нашу историческую миссию”

-“Участвовать в жизни Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих, вот в чем, следовательно, единственная истинная цель, единственная истинная миссия народа”

-“Русский народ- христианский и Церковь есть истинная основа нашей национальной жизни”

-“Дух истины, дух любви, дух жизни, дух свободы…в его спасительном веянии нуждается русская церковь”

-“Религиозное и умственное освобождение России есть в настоящую минуту для нашего правительства дело такой же настоятельной необходимости, каким тридцать лет тому назад являлось освобождение крепостных для правительства Александра II”

-“Русская идея, мы знаем это не может ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской, и миссия нашего народа может стать для нас ясна, лишь когда мы проникаем в истинный смысл христианства”

-“Все три члена социального бытия одновременно представлены в истинной жизни Вселенской Церкви, направляемой совокупностью всех трех главных действующих сил: духовного авторитета священного первосвященника, светской власти национального государя, свободного служения пророка. В божественной Троице третье лицо предполагает два первых в единстве. Так оно должно быть и в социальной троице человечества. Свободная и совершенная организация общества предполагает союз и солидарность между властью духовной и властью светской. Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы- вот в чем русская идея”.