Международная защита права собственности

_____________________________________________________________________________

Во внутреннем право собственности защищается различными нормами. В частности, об этом говорит статья 35 Конституции РФ (говоря именно о частной собственности): право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Международное право регулирует соответствующее имущественное право по остаточному принципу (в основном в части, когда речь идет не о мирном, а военном времени). Стоит отметить, что относительно права собственности как во внутреннем, так и в международном права действует презумпция - «имущество, находящееся в обладании лица, является его собственностью, если не доказано иное». В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со статьей 212 ГК РФ в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; права всех собственников защищаются равным образом. В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением законодательства, приобретается этим лицом; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

 

Прекращение права собственности, по общему правилу, возможно только по воле собственника. В соответствии со статьей 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ); реквизиция (статья 242 ГК РФ); конфискация (статья 243 ГК РФ). В соответствии со статьей 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция); оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде; лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества. В соответствии со статьей 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация); в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке; решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (в порядке статьи 306 ГК РФ). В соответствии со статьей 306 ГК РФ в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством; споры о возмещении убытков разрешаются судом. Стоит отметить, что на данный момент в РФ нет законодательного акта о национализации (соответственно, в РФ на данный момент национализация невозможно).

 

Принудительное прекращение права собственности путем реквизиции, конфискации или национализации является основным объектом регулирования и защиты международным частным правом в условиях мирного времени. Владение имуществом является одним из прав человека. Поэтому право собственности связано с правами человека (в том числе и с их защитой). Какого-либо глобального (универсального) акта по поводу имущества или права собственности – нету. Однако по этой теме есть множество региональных актов. В частности, к ним относится Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы О защите прав человека и основных свобод 1952 г. (статья 1), Американская Конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. (во многом скопировала положения европейской конвенции – статья 21), Африканская Хартия по правам человека и народов 1981 г. (статья 14), Арабская Хартия прав человека и народов от 1994 г. в ред. 2008 г. (Статья 39). Таким образом, во всех регионах мира были приняты соответствующие документы гарантирующие и обеспечивающие права собственности человека и гражданина. В частности, широко распространённой нормой (если не общепризнанной) признана норма о компенсации в случае принудительного прекращения права собственности.

 

Защите права собственности в военное время (во время вооруженных конфликтов) уделено особое внимание в международном праве. Основными международными актами в этой сфере являются: Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1899 года; Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года (Положение); Гаагская конвенция IX о бомбардировки морскими силами во время войны 1907 года; Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, Пакт Рериха, 1935 года; Устав Нюрнбергского международного военного трибунала (Статья 6 b); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года; Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года с протоколами (Дополнительный протокол I 1977 года; Дополнительный протокол II 1977 года). Статья 23 Гаагской конвенции IV о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года запрещает разрушать или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное разрушение или захват настоятельно вызывается военной необходимостью; статья 25 запрещает атаковать или бомбардировать незащищенные города, селения, жилища или строения; статья 28 запрещает отдавать на разграбление город или место, даже взятые приступом; статья 47 указывает, что грабеж безусловно воспрещается. Соответствующие положения посвящены в основном частной собственности. Что касается государственной собственности, то статья 53 указывает, что армия, занимающая область, может завладеть деньгами, фондами и ценными бумагами, составляющими собственность государства, складами оружия, перевозочными средствами, магазинами и запасами провианта, и вообще всей движимой собственностью государства, могущей служить для военных надобностей. Статьи 27 и 56 посвящены особым категориям объектов (так называемые, «культурные ценности»): щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники при осадах и бомбардировках, при условии, что эти здания и места не должны служить военным целям (статья 27); собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы и принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий захват, разрушение или преднамеренное повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещается и должно подлежать преследованию (статья 56). Несмотря на столь высокие для своего времени гарантии, многие отмечают, что основным недостатком Гаагской конвенции 1907 года является отсутствие указаний на меры, которые применяются к нарушителям положений. Разграбление национального имущества на оккупированной территории означает его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с такой территории. "Ограбление общественной или частной собственности" в Уставе Международного военного трибунала (Нюрнбергский трибунал) была названо в качестве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захватывалось и вывозилось все, что представляло ценность, - металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рельсы), культурные ценности. Понимая недостаточную эффективность, так называемого, «Гаагского права» (Гаагских конвенций конца 19 – начала 20 века, посвященных защите права собственности в военное время) во время двух мировых войн и после их окончания, мировое сообщество 12 августа 1949 года приняло ряд конвенций, совокупность которых сейчас принято называть «Женевское право». Основным из этих документов была Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны: ограбление воспрещается, репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются (статья 33); всякое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается (статья 53). 8 июня 1977 года принимается два дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Протокол I был посвящен защите жертв международных вооруженных конфликтов: гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий; гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами (статья 52); особый порядок защиты объектов, необходимых для выживания гражданского населения (продовольственный склад, источники питьевой воды и др.) был установлен в статье 54, защите установок и сооружений, содержащих опасные силы (различный химически заводы, атомные электростанции) - в статье 56 соответствующего протокола. Дополнительный протокол II был посвящен защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера: защите объектов, необходимых для выживания гражданского населения (статья 14); защите установок и сооружений, содержащих опасные силы (статья 15); защите культурных ценностей и мест отправления культа (статья 16).

 

В договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (так называемый, «Пакт Рериха») 1935 года было установлено: исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений, такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время (статья 1); для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг - красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне (статья 3). Инициатором этого акта и его активным сподвижником для подписания мировыми лидерами был знаменитый русский деятель искусства Н.К. Рерих. Этот договора является первым и единственным, который охраняет здания и сооружения культуры как мирное, так и в военное время. Ни СССР, ни РФ до сих этот акт не подписали. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года вместе с протоколами (Дополнительный протокол I 1977 года; Дополнительный протокол II 1977 года) была несколько уже по сфере действия чем «Пакт Рериха», так как распространялась только на военное время. Как уже можно было заметить, культурная собственность имеет особый правовой режим. В частности, в РФ в соответствии с Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 13 апреля 1993 года вывозу не подлежат: движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов России, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; культурные ценности, созданные более 100 лет назад. В Парижской конвенция ЮНЕСКО 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, также указано: культурные ценности – это ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки; государства обязуются создать на своей территории национальную службу охраны культурного наследия; государства обязуются учредить соответствующее свидетельство, которым экспортер удостоверяет, что он дал разрешение на вывоз; запрещать ввоз похищенных ценностей; по требованию государства-участника предпринимать соответствующие шаги для обнаружения и возвращения предметов культуры. Однако, стоит отметить, что в этой конвенции не был определен механизм реституции. Культурной собственности также посвящены положения Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 года (УНИДРУА, Рим): применяется к заявкам международного характера по реституции культурных ценностей, а также по возвращению незаконно перемещенных культурных ценностей; просьбы о возврате подаются в течение 5 лет с момента похищения; владелец имеет право на возмещение. Защите культурных ценностей и культурной собственности посвящены и акты СНГ: Минское соглашение СНГ 1992 г. о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения (на территории РФ не действует); Бишкекское положение 1997 г. «О порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» (утверждено Решением глав правительств государств-участников СНГ); Московское соглашение СНГ 2001 г. о вывозе и ввозе культурных ценностей (ввоз и вывоз означает перемещение через таможенные границы государств без обязательства обратного ввоза или вывоза; незаконное перемещение – в нарушение законодательства и договора); Душанбинское соглашение СНГ 2007 г. о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата (под культурными ценностями понимаются предметы и/или коллекции религиозного или светского характера, а также их составные части или фрагменты, независимо от времени их создания, рассматриваемые каждым из государств-участников как представляющие значение для культуры, археологии, истории, литературы, искусства или науки).

_____________________________________________________________________________