Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве
Этот период развития культуры России Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса, имея в виду религиозные искания, расцвет поэзии и философии, творческий подъем в изобразительном искусстве. Многообразие формисторико-культурного процесса было обусловлено сложностью и противоречивостьюсоциально-экономической, политической и духовной жизни России, позволяющей обозначить данную эпоху как переломную. Велики достижения русской религиозной философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, которую отличало «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых голубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения»[1].
В это время подобный перелом осуществляется и в научной сфере, где получают развитие новые области, в том числе воздухоплавание (работы Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского), разрабатываются новые теории (квантовая, относительности), появляются новые науки (биохимия, биогеохимия, радиогеология), основы которых заложены В.И. Вернадским. И.Н. Павловсоздает учение о высшей нервной деятельности. В это время окончательно сформировалось течение русского космизма, которое представляли различные по воззрениям философы, писатели, художники, ученые: К. Э Циолковский, Д.И. Менделеев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев. С наибольшей научной доказательностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителемВ.И. Вернадским и изложены в его основной работе «Научная мысль как планетарное явление». Ученый считал, что эволюция человека закономерна, биосфера должна перейти в качественно новое состояние — ноосферу (от греч. nуos — разум).
Литература этого времени переживает небывалый взлет, где сочетаютсяреалистические и антиреалистические тенденции. К реалистическому направлению на рубеже веков принадлежали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Однако новые художественные качества реализма связаны с распространением неоромантизма («Макар Чудра», «Челкаш» и другие произведения А.М. Горького). В атмосфере общественного и нравственного упадка, политической реакции и кризиса народничества в художественной культуре получает распространение декаденство и некоторые течения модернизма.
Декадентство (фр. decadence, от лат. decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX — начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
Первоначально характеризовало умонастроения французских поэтов второй половины XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, собравшихся вокруг журнала «Декадент», 1886–1889 гг.). Понятие декаданса — одно из центральных в критике культуры у Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
Сложное и противоречивое явление, декаданс имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед острыми антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследует сугубо утилитарные цели и должна быть отвергнута. Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом. Постоянными для декадентства являются мотивы небытия и смерти.
Русская литература Серебряного века — явление сложное и неоднородное, распадающееся на отдельные направления акмеизма, футуризма и символизма. Символизм как направление сложился во Франции после подавления Парижской коммуны 1879 г. Был также распространен в Германии, Австрии, Бельгии, Польше, Швейцарии, Англии. В России появляется в начале 1890-х гг. Поначалу это направление казалось настолько неожиданным и необычным, что его объявили «чужеродным» в России и определили как некритическое перенесение западной моды.
Однако если в творчестве «старших» символистов действительно имеются аналогии с эсетиткой П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, О. Уайльда, то в творчестве «младших» символистов явственно выступили черты своеобразия русского символизма. Философским основанием символизма являются идеалистические учения Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше и Маха,исходившие из тезиса о том, что сознание является первичным по отношению к бытию, видимая действительность мнима, иллюзорна, а действительная сущность скрыта. И символу отводится функция посредника между этими двумя мирами.Отсюда обилие недосказанностей, намеков, иносказаний. Эту идею иллюстрирует стихотворение Вл. Соловьева:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Символ — весьма распространенный прием в искусстве иных эпох и культур — от эпохи Средневековья и Возрождения до реалистического и романтического искусства. В народном творчестве, таком его жанре, как лирическая протяжная песня, символ становится одним из наиболее активных и действенных составляющих художественной выразительности. Однако это, как правило, символы, имеющие закрепленную семантику, читаемые, внедряемые в ткань произведения для раскрытия смысла произведения. У символистов же символы наполнены индивидуальным содержанием, требующим для его прочтенияособого кода.
По убеждению Вяч. Иванова, символ только тогда является истинным, когда он неисчерпаем и беспределен, когда он многолик, многосмыслен и темен в своем значении. Поэтому поэзия символистов была закрыта для понимания широкому кругу читателей и открыта лишь для «посвященных». Символизм проявил себя и в музыке — в частности, в творчестве А. Скрябина, наполняющего произведения темами-символами: «полета», «воли», «самоутверждения», «звезды», «высшей утонченности» и «высшей грандиозности».
Наиболее характерными идеями символизма стали:
· отрицательное отношение к западной цивилизации, к капитализму — «химере нашего века» (С. Соловьев). Враждебность капитализма по отношению к прекрасному и надежда на грядущую победу красоты прослеживается и в индивидуальной концепции Достоевского (пророчество князя Мышкина о красоте, грядущей в мир, ради искупления зла в романе «Идиот»);
· идеализация докапиталистических отношений и романтизация Средневековья с его образами, легендами, символами;
· индивидуализм, самолюбование, противопоставление себя толпе, однако лишенное того трагизма, которым был проникнут индивидуализм романтический. Отсюда такие поэтические метафоры, как «Люблю я себя, как бога» (З. Гиппиус), такие названия произведений, как «Самогимн» и «Я людям чужд» (И. Северянин), а также знаменитые строки поэта, где самолюбование перекрывается иронией:
В моей душе восходит солнце
Гоня невзгодную зиму.
В экстазе идолопоклонца
Молюсь таланту своему.
А также:
Я — гений, Игорь Северянин
Своим величьем упоен!..
· требование «чистого», «свободного» искусства;
· неприятие объективной реальности, искажение ее, изображение в негативном качестве, как в стихотворении З. Гиппиус «Все кругом»:
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное.
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное.
Непереносное, ложное, ложное!
Принято различать старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) символистов. Если для первых были характерны культ красотыи стремление к свободе самовыражения, то для вторых основой становятсяфилософские и теософские искания.
В 1910 г. символизм вступает в пору кризиса, и в атмосфере споров о его судьбах родится акмеизм (от греч. akme — время расцвета, цветения) (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузмин), отрицающий символистское стремление к идеальному, его нравственные и духовные искания и склонность к эстетизму и призывающий к возвращению к ясности и вещности поэзии.
Одновременно с акмеизмом сформировался футуризм (от лат. futurum — будущее), культивировавший урбанизм, эстетику большого города и машинной индустрии. Он распадался на несколько группировок: «Гилея» (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский — кубофутуристы или будетляне), Ассоциация эгофутуристов (И. Северянин), «Мезонин поэзии» (Р. Ивлев, Б. Лавров),«Центрифуга» (Н. Ассев, Б. Пастернак). К этому же времени относится и творчество стоящих особняком М. Цветаевой и М. Волошина.
Но несмотря на различные творческие устремления, общим для всех течений было резкое отрицание традиции и увлечение формотворчеством.