Культура пореформенной России (60–90-е гг. XIX в.). Интеллигенция как феномен русской культуры

Кризис феодально-крепостнической системы, особо остро проявившийся после поражения в Крымской войне 1853–1856 гг., углубил внутренние противоречия, терзавшие страну. И в 60–70-е гг. была осуществлена последовательная попытка модернизации российского общества, коснувшаяся:

· социально-экономической (освобождение крестьян и земельная реформа 1861 г.);

· политической (реформы суда, армии, местного управления);

· культурной (буржуазные реформы 1863–1874 гг. — реформы системы образования, печати) сферы.

В это время в России начинаетсяактивное развитие капиталистических отношений, закладываются предпосылки формирования массового индустриального общества. Реформы привели к концу века к промышленному подъему в России, сопровождавшемуся активным заводским строительством и ростом фабричного производства, формированием единого рынка и единой системы железных дорог, интенсивным ростом капитала. О развитии тяжелой промышленности в России 80–90-х гг. XX в. свидетельствует регулярное проведение общенациональных промышленных выставок, где наибольший интерес производителей привлекают разделы «Чугун, железо и сталь», «Машины и аппараты», «Свинец и серебро», «Стеклянное и гончарное дело». Но главное — в конце XIX в. в России появляется массовое потребление и массовое производство: «кузнецовский» фарфор, фабрики по производству мебели и бумаги, ателье по массовому стандартному пошиву одежды[1]. В это время процветают кампании и товарищества, продукция которых открыто конкурирует с западной: «Проводник» (производство резиновых изделий); «Сиу и Ко», «Эйнем», «Абрикосов и сыновья» (кондитерские изделия); «Брокаръ и Ко», «А.М. Жуковъ» (парфюмерия, табак, напитки).

Интенсивно развивается сфера массовых коммуникаций — растет тираж газет и иллюстрированных изданий (к примеру, только искусству фотографии были посвящены специальные журналы «Фотограф», «Вестник фотографа» и «Фотографическое обозрение»), создаются телеграфные агентства, активно развивается печатная реклама и такие ее формы, как плакат, афиша, брошюра, буклет, каталог. Активно распространяется бульварная литература — любовный роман, детектив, приключенческая повесть. Промышленные трансформации охватывают и кустарное производство, которое скоро сменяется профессиональными мастерскими Ахметьевых в Москве, Голышева в Мстере, что свидетельствует о постепенной и неявной замене народного творчества продукциеймассовой культуры.

В связи с ускоренным развитием капитализма в России укрепляются позиции буржуазии и ее влияние в области культуры (появляется новый тип буржуа«меценат»), повышается спрос на высококвалифицированных специалистов, а следовательно, возрастает удельный вес интеллигенции — главного создателя и потребителя культурных ценностей. Так, демократическую пропаганду во второй половине XIX в., в период реформ и борьбы вокруг них, прежде всего идеологической, возглавляют именно интеллигенты-разночинцы:Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов,продолжающие в журнале «Современник» традиции герценовского «Колокола». Революционно-демократические идеи повлияли на дальнейшее развитие русской культуры в целом и художественной в частности. Важнейшей задачей искусства теперь становится «воспроизведение жизни» и вынесение приговора социальной действительности, к чему призывает в своей диссертации«Эстетическое отношение искусства к действительности» Н.Г. Чернышевский.

Важнейшими темами литературы этого времени становятся такие, как стремление человека к свободе и счастью, глубоко правдивый анализ социальной действительности, разоблачение несправедливости и пороков, которое показали с большой степенью достоверности мастера реализма Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой,Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.Н. Островский.

В условиях экономического, политического и культурного кризиса с новой остротой встал вопрос о выборе пути России. Здесь революционно-демократическимустремлениям к европеизации общества противостояла идеологияпочвенничества, согласно которой любые насильственные преобразования лишьусиливают его деструктивность. В области духа особые надежды почвенники, как и славянофилы, возлагали на православную религиозность и нравственную глубину русского народа, в области внутренней политики — на возрождение общин и земство. Эти идеи поддерживал и Н.Я. Данилевский, создавшийконцепцию культурно-исторических типов и рассматривающий славянскийкультурно-исторический тип как молодой, перспективный, имеющий больше возможностей, чем угасающие культурно-исторические типы, и должный для осуществления своей исторической миссии сохранить национальные корни. В отличие от Данилевского, его ученик и последователь К.Н. Леонтьев связывал надежды на величие России не со славянскими, а с византийскими традициями, а именно с жестким, крепким консервативным, самодержавным государством,опирающимся на сословное деление и крестьянскую общину.

В 60-е гг. XIX в. формируется слой прогрессивно настроенных представителей различных сословий — бессословная или разночинная интеллигенция (от лат. intelligens — знающий, понимающий). Это люди высокой интеллектуальной и этической культуры, способные подняться над личными интересами, служащие истине и идеалу. Для интеллигенции была характерна народническая ориентация и активное неприятие существующего строя. Интеллигенция принципиальным образом изменила общественную ситуацию в России, вступающей в эпоху своеобразного культурного ренессанса и революционно-демократическихдвижений. Н. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» показал специфику русской интеллигенции и ее отличие от западной, формирующейся в основном по интеллектуальному принципу, которую составляли по преимуществу люди умственного труда: писатели, ученые, художники и т. п. Русская же интеллигенция — это образование прежде всего идеологическое, объединенное идеями социального характера. В.И. Ленин понимал интеллигенцию более широко и включал в эту категорию всех образованных людей, представителей умственного труда и вообще свободных профессий, своеобразие деятельности которых связано с «интеллектуализмом»[2].

Проблема интеллигенции всегда была в центре внимания исследователей, изучению этого феномена посвящены работы С. Булгакова («Героизм и подвижничество»), С. Франка («Этика нигилизма»), Г. Успенского («Власть земли») и многих других мыслителей, ученых и общественных деятелей. В настоящее же время данная тема стала особенно актуальной и переживает подлинный ренессанс. Сегодня именно интеллигенция имеет возможность консолидировать общество и возродить ту духовность, которая помогала стране возродиться в трудные для нее годы. Связано это с особым статусом данной социальной группы в обществе и с теми уникальными родовыми ее чертами, часто противоречивыми, которые позволяют ее представителям являться носителями передовых идей своего времени.

Отличительными особенностями интеллигенции являются такие ее качества, как:

· патриотизм, умение любить Отечество, по слову П.Я. Чаадаева, «в его интресах, а не в своих собственных»;

· гуманизм — признание ценности человека как личности, имеющей право на свободное развитие;

· осознание индивидуализма, предполагающего не только самостоятельность поступков, но и наличия ответственности за них в качестве высшей ценности;

· приверженность идее справедливости, совестливость, порядочность;

· обостренная любовь к народу, доходящая до самоотречения, осознание цели своей жизни как служение народу; вместе с тем наивность в уповании на народ, непонимание его истинных нужд (к примеру, «хождение» интеллигенции «в народ» оказалось напрасным, народ, от имени которого действовалиреволюционеры-демократы, осудил убийство ими Александра II);

· оппозиционность власти, критическое и принципиальное к ней отношение, неподкупность.

Между тем в постперестроечной России интеллигенция испытывает давление рыночных тенденций, рационализации и меркантилизации отношений, она теряет свои родовые качества — самостоятельность и независимость. Растет слой сформировавшейся в новых условиях полуинтеллигенции — агрессивной, властолюбивой, игнорирующей интересы народа и России. В то же время сегодня именно интеллигенция имеет возможность консолидировать общество и возродить ту духовность, которая помогала стране возродиться в трудные для нее годы.