Вступление

Основной доминантой античной культуры был ее гуманизм — направленность на человека, которая была выражена и в архитектуре, пропорции которой воссоздавали пропорции тела человека, и в религиозных представлениях, где боги уподоблялись смертным, и в системе ценностей с акцентом на общину, коллектив, единство общественного и индивидуального. Индивидуальное здесь заключалось в том, что герои сами решали свою судьбу и даже вступали в борьбу с богами (Одиссей, Ахилл, Диомед). Высшей доблестью считалось мужество идти спокойно вперед, даже зная о трагичности своей судьбы (судьбу греки узнавали от оракула — самым известным был Дельфийский оракул, и воплощением этой веры стала трагедия Софокла «Эдип-царь»). В этом протесте человека против богов и проявляется гуманизм и рационализм античной культуры.

Античной цивилизацией и культурой принято называть историю древних Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное, экономическое и политическое влияние, в период с начала I тыс. до н.э. по V век н.э. Античная культура сталафундаментом всей европейской цивилизации, к которому восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, астрономии, естествознания. Более того, даже европейские каноны красоты определены такими категориями античной эстетики, как мера и размеренность, симметрия, пропорциональность, ритм и гармония. Категория меры становится важнейшей для Античности: зло воспринимается ею как безмерность, а благо — как умеренность. Это ощущение становится характерным для Гесиода, провозгласившего: «Меру во всем соблюдай!» «Ничего слишком!» — вторила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Однако есть и другой взгляд на античную культуру, который представленФридрихом Ницше. В своем труде «Рождение Трагедии, или Эллинство и пессимизм» он отмечает, что в греческой культуре противодействуют два начала:аполлоническое и дионисийское. Аполлон — бог Солнца, покровитель искусств, воплощающий гармонию и меру. В честь победы Аполлона над змеем Пифием устраивались Пифийские игры, где состязались арфисты и кифареды. Если Аполлон воплощает культурное состояние человека, то возврат его к природе, где отсутствуют культурные запреты, олицетворяет бог Дионис. В его честь устраивались буйные оргии — дионисии (в римской культуре — вакханалии).