Проблема развития восприятия у детей. Сенсорная реабилитация.
Пособие по использованию сенсорной комнаты
Республиканское Объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов
Т.Е. Браудо, Ю.А. Кириченко Е.А. Соловьева, М.В. Ряховская. Под редакцией профессора Е.Т. Лильина
Проблема развития восприятия у детей. Сенсорная реабилитация.
По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесены к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. ведущей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязательная модальность. Это разделение весьма условно, и полностью не может отражать ту сложную структуру личности, которую представляет собой современный человек. Однако, само существование такого подхода позволяет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.
Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нарушения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи.
Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями такого хорошо известного в коррекционной педагогике диагноза, каким является задержка психоречевого развития.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин». Первоначально «Снузлин» или Сенсорная комната, был разработан в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузлин» — составленное из «обонять» и «осязать», трансформированное из голландского языка, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций.
Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обеспечения деятельности инвалида необходима разработка особой, специально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.
Поэтому в настоящий момент «Снузлин» нашел широкое применение в практике зарубежной реабилитологии. Например, в центре Вит-тинттон Холл города Честерфильда, сотрудники которого давно занимались исследованием сенсорных впечатлений, удалось создать свою концепцию «Снузлина», как своего рода досугового Центра, позволяющего обеспечить широкий спектр сенсорных впечатлений людям с различной степенью интеллектуальной и физической недостаточности. При этом посетителям Сенсорной комнаты предоставляется возможность самим выбирать способ и силу воздействия различных стимулов расслабляющего или, напротив, активизирующего характера, а также их последовательность. В обязанности сотрудников входят выяснить, что именно хочет в данный момент пациент и реализовать его желание. Авторы этой концепции особенно подчеркивают исключение необходимости какой бы то ни было интеллектуальной работы со стороны пациента (в данной модели использования Сенсорной комнаты). Следовательно, данная модель может применяться не для коррекции интеллектуального дефекта, а только для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации необходимым объемом разного рода ощущений, умения самостоятельно влиять на окружающую среду с целью получения приятных ощущений от света, звука, движения, тактильных и вкусовых раздражителей.
Идентичным образом идея «Снузлина» находит применение в работе с субъектами, обладающими высокой активностью и саморазрушительными тенденциями в поведении. Для оптимизации активности и поведения таких детей применяются упражнения, направленные на релаксацию. Успокаивающая музыка, мягкий свет, теплый, наполненный водой матрац, звуки природы — вот те возможности «Снузлина», которые помогают ребенку максимально расслабиться и успокоиться.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма (РДА). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку. В этом случае следует помнить об осторожности в использовании «Снузлина», учитывая особую чувствительность детей с РДА. Вся методика коррекционной работы с детьми с данной патологией должна строится с учетом индивидуальных рекомендаций, данных психиатром или психоневрологом, наблюдающим ребенка.