Чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет.

А31. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

1)динамичную систему,

2) часть природы,

3) весь окружающий человека материальный мир,

4) не подверженную изменениям систему.

А32. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи:

1)общества и природы,

2) науки и техники,

3) цивилизации и культуры,

4) экологии и морали.

А33. В отличие от природы, общество:

1)является системой,

2) находится в развитии,

3) выступает в качестве творца культуры,

4) развивается по собственным законам.

А34. В отличие от природы, общество:

1)является системой,

2) находится в развитии,

3) выступает в качестве творца культуры,

4) развивается по собственным законам.

А35. К характеристике и общества, и природы относится понятие:

1)этап исторического развития человечества,

2) неизменность во времени,

3) часть материального мира,

4) формы взаимодействия людей.

А36. К характеристике и общества, и природы относится понятие:

1)социальное взаимодействие,

2) динамическая система,

3) политическая революция,

4) сознательная деятельность.

А37. Природа в отличие от общества:

1)существует объективно, независимо от человека,

2) является сложной развивающей системой,

3) является формой жизнедеятельности человека,

4) обладает не только объективными, но и субъективными закономерностями.

А38. Природа и общество:

1) на общество распространяются все природные законы,

2) общество существует независимо от природы,

3)природные законы действую в обществе в преломленном виде,

4) общество диктует свои законы природе.

А39. Природа:

1) является частью общества,

2) определяет развитие общества,

3)оказывает влияние на общество,

4) не зависит от общества.

А40. Общество, в отличие от природы:

1)развивается под влиянием деятельности людей,

2) является замкнутой системой,

3) направляется объективными законами развития,

4) подвержено эволюционным изменениям.

А41. Природа в отличие от общества:

1) испытывает влияние человечества деятельности,

2) является средой обитания человека,

3)изменяется в направлении от низшего к высшему,

4) способна развиваться независимо от человека.

А42. Назовите отличительный от природы признак общества:

1) является частью материального мира,

2) подчиняется объективным законам развития,

3) включает в себя элементы и подсистемы, находящиеся во взаимосвязи,

4)претерпевает действие субъективных факторов.

А43. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:

1) экологический кризис,

2) возрастание солнечной активности,

3) кризис перепроизводства,

4) усложнение общественной жизни.

А44. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу.

Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А45. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А46. В процессе развития общество:

1)обособилось от природы, но осталось неразрывно связано с ней,

2) обособилось от природы и стало независимо от нее,

3) осталось частью природы,

4) перестало оказывать влияние на природу.

А47. Примером взаимодействия природы и общества является:

1)глобальное потепление климата в современных условиях,

2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией,

3) развитие сферы производства и услуг,

4) рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства.

А48. Укажите пример влияния природных факторов на развитие общества:

1)создание зон орошаемого земледелия в долинах рек,

2) строительство пирамид в Египте,

3) создание державы Чингисхана,

4) принятие новой системы летоисчисления при Петре I.

А49. Укажите пример влияния общества на природу:

1)изобретение громоотвода,

2) строительство пирамид в Египте,

3) загрязнение вод мирового океана,

4) открытие закона всемирного тяготения.

А50. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:

1) биологическое,

2) социальное,

3) биологическое и социальное,

4)биосоциальное.

А51. Человека объединяет с животными наличие:

1) языка,

2) разума,

3)инстинктов,

4) трудовой деятельности.

А52. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают:

1) разнообразными ощущениями,

2) членораздельной речью,

3)рациональным мышлением,

4) возможностями саморазвития.

А53. К общим признакам человека и животного относится способность:

1) предвидеть результаты своей деятельности,

2) сознательно относиться к воспитанию потомства,

3)осуществлять выбор средств достижения цели,

4) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.

А54. И человек, и животные обладают:

1) социальными потребностями,

2)поведенческой активностью,

3) стремлением к саморазвитию,

4) сознательным отношением к действительности.

А55. Человека от животного отличает:

1) использование природных объектов,

2)стремление понять окружающий мир,

3) приспособление к условиям среды,

4) инстинкт самосохранения.

А56. Человек от животного отличается тем, что:

1) имеет природные инстинкты,

2) обладает большим объемом мозга,

3) не зависит от природных условий,

4)обладает членораздельной речью.

А57. Как животные, так и человек способны:

1) взаимодействовать с себе подобными,

2) изменять условия своего существования,

3)преобразовывать окружающую среду,

4) сознавать цель своих действий.

А58. Человек в отличие от животного:

1) использует подсобные средства,

2) направляется инстинктами,

3) ведет изолированное существование,

4)осуществляет свободный выбор.

А59. Человек в отличие от животного способен проявлять:

1) зависимость от среды обитания,

2) инстинктивные реакции на воздействие среды,

3) генетическую обусловленность поведения,

4)критическое отношение к самому себе.

А60. Человек в отличие от животного способен:

1) сознательно воздействовать на среду обитания,

2) проявлять заботу о потомстве,

3) удовлетворять физиологические потребности,

4)демонстрировать подражание.

А61. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды,

2) способность воспринимать окружающую действительность,

3) способность делать выбор и нести за него ответственность,

4)способность удовлетворять свои потребности.

А62. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает:

1) половые и возрастные особенности,

2) наследственные признаки,

3) волю и характер,

4)моральные принципы.

А63. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. Психическая составляющая включает:

1) интересы и убеждения,

2) половые особенности,

3) физиологические признаки,

4)типы нервной системы.

А64. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А65. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А66. Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А67. Характеристика какого социального института приводится ниже: «Его задачей является обеспечение воспроизведения общества и первичная социализация личности»:

1)семья,

2) школа,

3) армия,

4) церковь.

А68. Характеристика какого социального института приводится ниже: «Его задачей является реализация потребности в получении знаний, социализации подрастающего поколения»:

1) семья,

2)школа,

3) армия,

4) церковь.

А69. Какая из форм общественных изменений обладает следующим признаком «движение вперед к более совершенному и передовому, изменения к лучшему»:

1) регресс,

2) революция,

3)прогресс,

4) деградация.

А70. Какая из форм общественных изменений обладает следующими признаками: «кардинальное, скачкообразное преобразование всей системы общественных институтов и отношений»:

1) реформа,

2)революция,

3) регресс,

4) деградация.

А71. Выберите из приведенных примеров характеристику экономической сферы общественной жизни:

1)включает в себя отношения, возникающие в процессе производства, распределения и обмена материальных благ и услуг,

2) включает в себя отношения людей в группах и групп между собой,

3) включает в себя институты, осуществляющие управление,

4) представляет собой различные проявления общественного сознания, результаты преобразовательной, творческой деятельности людей.

А72. Социальными можно назвать отношения между:

1) человеком и природой,

2) человеком и техническим средством,

3) природными объектами,

4)людьми в малой группе.

А73. Теория, рассматривающая сущность морали и нравственности, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека:

1) мораль,

2) нравственность,

3) гуманизм,

4) этика.

А74. Мораль проявляется в следовании:

1) интересам власти,

2) общественному мнению,

3) гороскопу,

4) внутреннему «я»человека.

А75. Моральной личностью можно считать:

1) Юлия Цезаря,

2) Александра Македонского,

3) Наполеона,

4) Сократа.

А76. Мораль – это

1) необходимость поступать соответствующим образом в силу внешних обстоятельств,

2) исполнение законов,

3) следование заветам предков,

4) внутренняя саморегуляция поведения человека.

А77. К категориям морали относится:

1) красота,

3) справедливость,

4) польза,

5) выгода.

А78. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания:

1) житейского,

2) мифологического,

3) научного,

4) паранаучного.

А79. Тесно связано с мировым культурным наследием, стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей:

1) обыденное мировоззрение,

2) религиозное мировоззрение,

3) научное мировоззрение,

4) мифологическое мировоззрение.

А80. Выберите правильный вариант ответа:

1) проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям характерна для научного мировоззрения,

2) стихийно формируется обыденное мировоззрение,

3) мифологическое мировоззрение раскрывают мифы древности,

4) научное мировоззрение имеет сильную доказательную базу.

А81. В результате личной практической деятельности человека возникает:

1) обыденное мировоззрение,

2) религиозное мировоззрение,

3) научное мировоззрение,

4) мифологическое мировоззрение.

А82. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения,

3) Электрический ток течет по проводам также как вода по трубам,

4)Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

А83. Верны ли следующие суждения относительно мировоззрения?

А. Мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру.

Б. Мировоззрение отражает отношение человека к вере и религии.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А84. Верны ли следующие суждения относительно мировоззрения?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А85. Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека?

А. Познание человеком мира – проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической.

Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А86. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его действий?

А. Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климатических условий места его проживания.

Б. Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А87. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

А88. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) индивид,

2) деятель,

3) творец,

4)индивидуальность.

А89. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция,

2) физическое и психическое здоровье,

3) принадлежность к виду хомо сапиенс,

4)особенности внешности.

А90. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида,

2) индивидуальность,

3) организм,

4)личность.

А91. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются):

1) членораздельная речь,

2) наличие физических потребностей,

3) способность брать ответственность на себя,

4) сознание и мышление.

А92. Личность в отличие от индивида обладает:

1) рациональным мышлением,

2) членораздельной речью,

3) способность делать нравственный выбор,

4) чувственным познанием.

А93. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:

1) индивидуальность,

2) индивида,

3) творца,

4)личность.

А94. Каждый человек как представитель человеческого рода:

1) индивидуальность,

2) индивид,

3) личность,

4)гражданин.

А95. Отличительным признаком понятия личность является наличие у человека:

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды,

2) ответственности за свои действия и их последствия,

3) обусловленности поведения генетическими особенностями,

4)инстинктов самосохранения и заботы о потомстве.

А96. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) индивида,

2) личности,

3) человека,

4)индивидуальности.

А97. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как:

1) индивида,

2) личности,

3) физического лица,

4)биологической особи.

А98. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как

1) личности,

2) индивида,

3) индивидуальности,

4) гражданина.

А99. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике:

1) человека,

2) индивида,

3) индивидуальности,

4)личность.

А100. Какой признак характеризует человека как личность?

1) особенности внешности,

2) свойства темперамента,

3) физическое развитие,

4)общественная активность.