НА НЕЗАКОННЫХ МИГРАНТОВ

 

§ 1. Депортация как способ борьбы с незаконной миграцией

и злоупотреблением правом на убежище

 

В законодательстве каждого государства континентальной Европы регламентируется различный перечень причин для депортации.

В Германии осуждение за совершение умышленных преступлений к различным видам реального лишения свободы, а равно за иные случаи трафика независимо от суровости назначенного судом наказания за изготовление, торговлю, ввоз и вывоз наркотиков без разрешения властей либо подстрекательство и пособничество к таким действиям, за совершение насильственных действий в ходе запрещенной демонстрации или запрещенного публичного собрания, за оправдание терроризма либо за принадлежность к объединениям, созданным для поддержки терроризма, высылка назначается, если эти действия вызвали явную угрозу общественной безопасности (§ 54 Закона о пребывании иностранцев).

Если мигрант своей деятельностью угрожает свободному демократическому правопорядку в Германии, или участвует в насильственных действиях, преследуя политические цели, или публично призывает к применению насилия, или грозит применить насилие, он подлежит так называемой регулярной высылке (п. 5а § 54).

Иностранец высылается, если он дал неполные или ложные сведения германскому зарубежному представительству относительно своих связей с организациями и лицами, подозреваемыми в поддержке международного терроризма, только при условии, если во время опроса по целям прибытия в Германию он был четко предупрежден о правовых последствиях сообщения ложных или неполных данных о себе и своих связях. В равной степени регулярной высылке должен быть подвергнут иностранец, если он принадлежал к числу руководителей организации, которая была неоспоримо запрещена за то, что ее цели и деятельность противоречили уголовному законодательству или были направлены против конституционного порядка или против идеи взаимопонимания между народами (п. п. 6 и 7 § 54 Закона о пребывании иностранцев)

В октябре 2007 года при очередном обновлении иммиграционного законодательства в Закон о пребывании иностранцев был включен § 54а - о надзоре за высылаемыми иностранцами "из соображений внутренней безопасности". Содержание этого института надзора сводится к тому, что иностранец, против которого вынесено подлежащее исполнению судебное постановление о высылке (либо административное распоряжение о выдворении - см. ниже) может быть поставлен под надзор путем возложения на него обязанности не менее одного раза в неделю являться в соответствующее отделение полиции по месту своего жительства и отмечаться там, если ведомство по делам иностранцев не распорядится иначе. А оно может распорядиться иначе, назначив такой надзор по иным основаниям для высылки по своему усмотрению, если это необходимо для устранения угрозы общественной безопасности и порядку. При этом пребывание высылаемого мигранта по месту своего жительства ограничивается границами округа деятельности конкретного ведомства по делам иностранцев, выходить за пределы которого он не вправе. Его могут обязать проживать по другому адресу, чем прежде, или в определенном месте расквартирования (общежитии) за границами своего округа, чтобы затруднить продолжение мигрантом деятельности, приведшей к назначению ему высылки из страны, или вовсе парализовать эту деятельность. Чтобы затруднить или прекратить по возможности ту деятельность, которая привела к назначению иностранцу высылки из Германии, его можно обязать также не использовать определенные средства коммуникации или не пользоваться определенными службами коммуникации. Коль скоро у него эти средства не изъяты, то следует ограничить или полностью исключить доступ к ним ради предотвращения угрозы внутренней безопасности либо жизни и здоровью третьего лица (часть четвертая § 54а).

Германский законодатель, как видим, уделил немало места регулированию вопроса о высылке иностранцев и тем не менее он посчитал уместным включить в рассматриваемый закон специальную норму - § 55, где, дав общую, итоговую посылку о том, что иностранец может быть выслан, если его пребывание наносит ущерб безопасности и общественному порядку либо иным существенным интересам Германии, указывает восемь конкретных ситуаций (вероятно, наиболее распространенных), когда высылка особенно необходима:

1) если он в ходе производства по получению или продлению шенгенской визы дает о себе неверные или неполные сведения с целью пролонгирования своего пребывания в Германии или, несмотря на существующую правовую обязанность, не содействовал внутри страны или за ее границами мероприятиям по проведению данного Закона компетентными органами в жизнь, будучи заранее четко предупрежден о правовых последствиях представления неверных или неполных данных;

2) или долгое время остается бездомным, если он совершил не единичное и не малозначительное нарушение правовых норм или судебных либо административных решений и распоряжений, или совершил за пределами Германии преступное деяние, которое в Германии рассматривается как умышленное преступление;

3) если он препятствует применению действующих в сфере борьбы с профессиональным развратом правовых норм и административных предписаний;

4) если он употребляет героин, кокаин и иные сравнительно опасные наркотики и не готов к необходимому для своей реабилитации лечению либо уклоняется от него;

5) если он своим поведением угрожает общественному здоровью или длительное время является бездомным;

6) если он для себя, членов своей семьи или для иных своих иждивенцев предъявляет претензии к органам социальной помощи;

7) если он получает помощь на воспитание членов своей семьи или помощь для молодого взрослого члена семьи на основании восьмой книги Социального кодекса Германии (это не касается малолетних, чьи родители или опекуны правомерно находятся на территории Германии);

8) если он: а) публично, на собрании или путем распространения письменных материалов одобряет преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности или террористические акты либо агитирует за совершение тех преступлений, которые характерны нарушением общественной безопасности и порядка, либо б) способом, которому присуще нарушение общественной безопасности и порядка, разжигает ненависть к части населения или призывает к насилию и произволу против нее, либо посягает на человеческое достоинство путем оскорбления, унижения или ложных обвинений этой части населения.

При решении вопроса о высылке вышеуказанных категорий иностранцев следует учитывать: длительность законного пребывания в Германии и достойные защиты личные, хозяйственные и иные связи данного иностранца в ФРГ; а также последствия его высылки для членов его семьи, которые находятся в Германии на законных основаниях и живут с ним в семейной общности или фактическом сожительстве.

Закон (§ 56) предусматривает и "особую защиту от высылки" (Besonderer Ausweisungsschutz) для пяти категорий мигрантов (§ 56). Так, если мигрант:

1) имеет постоянное разрешение на пребывание в Германии (Niederlassungserlaubnis) и законопослушно живет в ней не менее пяти лет с момента получения разрешения;

2) имеет временное разрешение на пребывание в Германии (Aufenthalterlaubnis) и родился в ней либо въехал в страну еще малолетним ребенком и с тех пор законопослушно живет в Германии не менее пяти лет;

3) имеет временное разрешение на пребывание, законопослушно живет в стране не менее пяти лет и находится в супружеских отношениях или отношениях квазисупружеского партнерства (внебрачное сожительство) с одним из лиц, указанных выше в п. п. 1 и 2;

4) находится в супружеских или квазисупружеских отношениях с германским гражданином;

5) получил право политического убежища в Германии, на ее территории пользуется правовым статусом иностранного беженца либо проездным документом, выданным каким-либо ведомством ФРГ, где он записан как иностранный беженец.

Выдворению посвящен почти весь разд. 2 гл. 5 Закона о пребывании иностранцев. Мигрант (и гл. вообще) подлежит выдворению из страны, если есть все основания осуществить выезд из страны, но добровольное исполнение этой обязанности нельзя обеспечить либо по причинам охраны общественной безопасности и порядка требуется надзор за осуществлением выезда иностранца.

К этому следует добавить, что всякое лицо, осужденное в стране своего исхода к лишению свободы за совершение общеуголовного преступления подлежит немедленному выдворению (депортации). Кроме того, во избежание особой угрозы для внутренней безопасности страны высшие исполнительные органы любой германской земли могут издать административное постановление о депортации (выдворении) опасного мигранта из Германии. В особенности это касается лиц, подозреваемых в содействии террористической деятельности. Основанием для такой депортации является "наличие фактов, подтверждающих прогноз опасности" и лишь в том случае, когда выдворяемым из Германии лицам грозит в стране их происхождения смертная казнь или пытки в ходе расследования, их депортация может быть заменена на такие административные принудительные меры, как ограничение свободы передвижения по стране, периодическая регистрация в полиции по месту жительства, запрет на использование средств связи. Иностранцы, которые способствуют нелегальному трафику беженцев из других стран, если они за это осуждены германским судом к лишению свободы без испытательного срока, принудительно высылаются из страны, как и те иностранцы, которые, живя в Германии, способствуют разжиганию религиозной ненависти.

В реализации германской миграционной политики важную роль играют институты высылки мигрантов из страны (Ausweisung) и их выдворения (Abschiebung). Принципиальная разница между этими схожими внешне институтами миграционного законодательства в том, что высылка имеет своей предпосылкой вступивший в законную силу приговор об осуждении мигранта за серьезное преступление к лишению свободы, а выдворение производится административными органами (полицией или иными подразделениями Министерства внутренних дел Германии, и его предпосылкой является истечение срока разрешения на пребывание, когда открывается реальная возможность исполнить свою обязанность по выезду с территории Германии, но добровольное исполнение этой обязанности не представляется возможным ("не обеспечено") или из соображений общественной безопасности и публичного порядка необходимы надзор и контроль за выездом данного лица из Германии.

Высылка известна по закону в двух видах: принудительная высылка и регулярная. Принудительная высылка (Zwingende Ausweisung) имеет место, согласно § 53 Закона о пребывании иностранцев, после вступления в силу приговора о лишении свободы на срок не менее трех лет за одно или несколько умышленных преступлений, совершенных мигрантом, либо за несколько умышленных преступлений, совершенных мигрантом в течение пятилетнего периода, если совместный срок лишения свободы за них составляет не менее трех лет, либо за последнее из этих преступлений субъект приговорен к мере безопасности в виде превентивного заключения (Sicherungsverwahrung).

Если мигрант осужден к штрафу для несовершеннолетних (Jugendstrafe) минимум на два года или к обычному лишению свободы за умышленное преступление по Закону об обороте наркотиков, за участие в массовых беспорядках (Landfriedensbruch) при условиях, названных в § 125а УК Германии, либо за устройство массовых беспорядков в рамках запрещенного публичного собрания, причем исполнение этого наказания не отсрочено условно, то высылка мигранта из страны обращается к реальному исполнению (часть вторая § 53 Закона о пребывании иностранцев). Такую же высылку влечет за собой совершение мигрантом незаконного ввоза иностранцев в страну (трафик), если приговором за это назначено лишение свободы и его исполнение не было условно отсрочено (часть третья § 53 того же Закона).

В целом германское законодательство содержит очень подробный свод правил, регулирующих высылку различных групп иностранцев, причем в каждом конкретном случае законодатель стремится найти справедливое решение с учетом интересов всех участвующих сторон: государства, общества, семьи иностранца, степени его укоренения в Германии и возможности начать новую жизнь в стране происхождения.

В числе мер по борьбе с нелегальной миграцией особое место в Испании занимает выдворение иностранца с территории страны. Под выдворением (испанский термин) из страны подразумевается высылка из страны и запрет на въезд на территорию Испании в течение периода от трех до десяти лет (ст. 54 Закона 2000 года).

Процедуры выдворения и интернирования сводятся к следующему. Иностранцы, которым на границе отказано во въезде, в максимально короткие сроки подлежат возвращению в пункт, откуда они прибыли. Местные власти, обеспечивающие возвращение иностранных граждан, в случае задержки их на территории Испании более чем на 72 часа, обращаются в следственный орган, который определяет место их временного содержания до тех пор, пока не будет решен вопрос об их выдворении. В этом случае иностранец содержится в специальном месте, не являющемся пенитенциарным учреждением: задержанные лишаются только права на свободное передвижение, однако им обеспечивается доступ к услугам социального, юридического, культурного и медицинского характера. О задержании иностранца, подлежащего выдворению, немедленно информируется Министерство внутренних дел Испании и посольство или консульство его страны. Несовершеннолетние, подлежащие, согласно предусмотренным правилам, задержанию, передаются в ведение компетентных служб по делам несовершеннолетних. Судья при положительной предварительной информации из Министерства финансов может принять решение о задержании и размещении их в тех центрах, где находятся их родители или опекуны, если те этого желают и если существует возможность семейного проживания. Максимальный срок задержания не должен превышать 40 дней; срок задержания ни в коем случае не может быть продлен по одному и тому же делу.

В соответствии с испанским законодательством органы исполнительной власти могут предложить следователю, ведущему дело о депортации иностранца, интернировать его в центр интернирования на период рассмотрения дела. Судебное решение об интернировании задержанного иностранца, подлежащего выдворению, должно приниматься после получения объяснений заинтересованного лица. Срок интернирования определяется в зависимости от времени, необходимого для ведения дела, однако он не должен превышать 40 дней и не должен продлеваться по любой из причин, предусмотренных судебным делом.

В течение периода задержания иностранец все время находится в распоряжении судебных властей, решением которых его туда поместили; судебные власти получают информацию от правительственного учреждения о любых обстоятельствах статуса задержанного иностранца. В отдельном случае правительственное учреждение временно может наложить на находящихся в Испании иностранцев, в отношении которых возбуждено судебное дело, обязанность периодической явки по месту, указанному данным учреждением, у иностранца также может быть изъят паспорт или иной удостоверяющий его гражданство документ.

Когда нарушителем иммиграционного законодательства является иностранец, наказание в виде штрафа ему может быть заменено выдворением из Испании. Такое решение должно быть мотивированным и основанным на изучении конкретных обстоятельств.

Выдворение применяется к иностранцам, за которыми до нарушения иммиграционного законодательства числится преступное деяние, совершенное в любой стране и наказуемое в Испании сроком более одного года лишения свободы. Исключение из этого правила составляет случай погашенной судимости.

Штраф и выдворение из Испании не могут применяться одновременно.

При выдворении из Испании иностранец лишается любого ранее выданного ему разрешения находиться в Испании, прекращается рассмотрение ранее поданных прошений о его праве на проживание в стране. Порядок обжалования решения о выдворении из страны будет оговорен регламентом к этому закону.

Если обладатель вида на жительство другой европейской страны будет уличен в нарушении визового режима (более трех месяцев в Испании) или работе без правильного оформления трудовых отношений, ему в паспорт вносится отметка об обязательном немедленном выезде из Испании. В случае неисполнения этого предписания он будет выдворен из Испании в принудительном порядке.

Выдворение из Испании не применяется, за редким исключением, к следующим категориям иностранцев:

- к родившимся в Испании и легально проживавшим в стране на протяжении последних пяти лет;

- к долгосрочным резидентам. При принятии решения о депортации старожилов учитываются сложившиеся связи в Испании и отношения в стране, куда его предстоит отправить, принимается во внимание возраст, последствия для семьи;

- к испанцам по происхождению, утратившим королевское подданство;

- к нетрудоспособным иностранцам, получающим пособие по инвалидности и утратившим трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве, происшедшего на территории Испании;

- к лицам, получающим другие государственные пособия, включая пособие по безработице;

- к легально прожившим в Испании более двух лет супругам и детям вышеперечисленных категорий иностранцев, а также к иным членам их семей, находящимся на иждивении.

Выдворение не применяется в случаях, когда может быть нарушен принцип невозврата и применительно к беременным женщинам, если это может повредить их здоровью.

Если иностранец является одной из сторон судебного процесса, в частности подозревается в совершении преступления, по которому предусмотрена санкция менее шести лет лишения свободы. Решение о выдворении в таких случаях должно быть принято судьей в течение трех дней, с учетом мнения прокурора. В случае, когда в отношении иностранца одновременно в разных испанских судах расследуется несколько дел, решение о выдворении принимается отдельно каждым судом.

Независимо от административного делопроизводства, осуществляемого в рамках этого Закона, суд может вынести решение о выдворении иностранца из Испании в соответствии с Законом о наказаниях за уголовные преступления. Не подпадают под действие статей этого Закона преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 312.1, 313.1 и 318 bis Уголовного кодекса Испании (доставка нелегалов в Испанию). Если иностранец был осужден по одной из ст. ст. 312.1, 313.1 или 318 bis Уголовного кодекса Испании (доставка нелегалов в Испанию), он подлежит выдворению из страны после отбытия наказания.

Лицо, в отношении которого вынесено решение об изгнании из Испании, должно быть извещено о принятом решении и о возможности его обжалования.

Решение в отношении долгосрочных резидентов других европейских стран принимается по согласованию с иммиграционными властями этих стран.

Одновременно с выдворением иностранца из Испании выносится запрет на въезд нарушителя в страну на срок не более пяти лет. В исключительных случаях длительность запрета на появление в стране может составлять до 10 лет.

Если иностранец, нарушивший визовый режим или правила трудоустройства, добровольно покинул Испанию до вынесения решения относительно выдворения, то запрет на въезд в Испанию к нему не применяется.

Без вынесения отдельного решения об изгнании из Испании эта мера наказания применяется к иностранцам, которые:

а) находятся в стране вопреки ранее объявленному им аналогичному решению;

б) задержаны при попытке незаконно проникнуть на территорию страны.

В отношении лиц, попросивших защиты у признанных Испанией международных правозащитных организаций, дела о выдворении приостанавливаются до вынесения решения по этому прошению.

Не могут быть подвергнуты принудительному возврату на родину беременные иностранки, если это может повредить матери или плоду.

Возврат на родину нарушителя границы производится по согласованию с государственными органами, ответственными за выдворение. В случаях, когда задержанный нарушитель границы не может быть возвращен на свою родину в течение 72 часов, пограничные власти обращаются в суд с просьбой вынести решение об интернировании в соответствии с процедурой выдворения. Срок запрета на въезд в Испанию начинает новый отсчет для нарушителей границы, на которых ранее налагалось такое наказание. Иностранцам, впервые задержанным за нарушение границы, запрещается появление на территории страны на срок не более трех лет.

Национальные программы по возвращению мигрантов на родину. Как и в других странах, в которых остро стоит проблема нелегальной иммиграции, Испания разрабатывает определенные программы, направленные на репатриацию иностранцев, незаконно находящихся на территории этой страны. В соответствии с программой, вступившей в силу в ноябре 2008 года, безработные нелегальные иммигранты, находящиеся в Испании, получают денежное вознаграждение за добровольное возвращение на родину. При этом участник программы должен быть резидентом страны, с которой у Испании существует соглашение о сотрудничестве в области социального страхования (на сегодняшний день соглашения такого рода уже заключены с 19 странами, включая Эквадор и Марокко). Эта программа предусматривает, что лицо, согласившееся на добровольную депортацию (без права возвращения в течение трех лет), получает бесплатный билет, а также компенсацию, которая выплачиваются ему в два этапа - 40% при выезде и 60% по возвращении на родину. Таким образом, испанское правительство готово идти на значительные расходы и выплачивать каждому репатрианту 100% компенсацию за период переезда и вынужденной безработицы. Как справедливо отмечает кандидат исторических наук Е.Г. Черкасова, оценивая программы испанского правительства, с помощью нового закона этой стране удастся избавиться от 100 тысяч нелегальных иммигрантов, однако совершенно очевидно, что после окончания экономического кризиса поток иммигрантов в Испанию снова возрастет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Общее пространство внутренней безопасности в ЕС: политические аспекты / Отв. ред. С.В. Уткин. М., 2011. С. 96.

 

Французский законодатель, кроме уголовного наказания в отношении иностранца, предусматривает применение наказания административного характера. Так, в качестве административной меры воздействия на иностранца предусматривается такая мера, как его выдворение из страны и запрет на его пребывание в стране в случае совершения им правонарушений, не имеющих уголовно-правового характера.

Если присутствие иностранца на территории Франции представляет серьезную угрозу для общественного порядка, то принимается решение о его высылке (выдворении). Согласно ст. L. 533-1 Кодекса въезда, иностранец может быть выдворен из страны на основании мотивированного приказа, принятого компетентным административным органом, если будет принято решение, что его поведение представляет угрозу общественному порядку. Такая угроза определятся комиссией, наделенной правом уголовного преследования. Мотивацией могут служить положения статей Уголовного кодекса Франции, по которым он привлекался к уголовной ответственности - ст. 222-39 (незаконная передача или предложение наркотических средств какому-либо лицу), ст. 224-4-4 (совершение преступления с особой жестокостью или с применением пыток), ст. 225-4-7 (покушение на совершение уголовного деликта против личности), ст. 311-4 (кража), ст. 222-14 (насильственные действия, совершаемые систематически в отношении несовершеннолетнего), ст. 224-1 (похищение, незаконное заключение в закрытом помещении, арест), ст. 227-7 (похищение любым родственником по восходящей линии несовершеннолетнего).

Решение о высылке выносится при соблюдении следующих условий: а) иностранец должен быть предварительно уведомлен о готовящемся решении; б) его вызывают на заседание специальной комиссии по высылке, созываемой по указанию префекта для заслушивания его дела. Это решение может быть в любой момент отменено. Данная комиссия состоит из председателя трибунала высокой инстанции административного центра департамента или судьи, назначенного им в качестве председателя; судьи, назначенного генеральной ассамблеей суда высокой инстанции административного центра департамента; советника административного суда. Повестка вручается иностранцу не позднее чем за 15 дней до заседания комиссии. В ней указывается, что он имеет право на помощь адвоката или любого лица по его выбору и услуги переводчика. Дело рассматривается в открытом заседании. Иностранец может в ходе его использовать любые доводы против его высылки из страны. Протокол со всеми его объяснениями и обоснованным заключением комиссии передается в соответствующий административный орган, ответственный за принятие решения. Заключение комиссии сообщается иммигранту.

Решение о высылке не может быть принято в отношении некоторых категорий лиц (не достигшего восемнадцатилетнего возраста иностранца; иностранца, постоянно находившегося на территории Франции более 15 лет; иностранца, состоящего более одного года в браке с супругом, имеющим французское гражданство и других). Однако, в случае если выдворение является настоятельной необходимостью для безопасности государства или общественного порядка, решение о высылке может быть принято и в отношении этой категории лиц. Кроме того, допускаются отступления от процедуры рассмотрения вопроса о высылке в случае крайней срочности и в связи с настоятельной необходимостью для безопасности государства или общественного порядка. Исключением являются только иностранцы, не достигшие 18 лет.

Решение о выдворении иммигранта может быть непосредственно приведено в исполнение администрацией в силу ее обязанностей. За уклонение или попытку уклонения от выполнения решения о выдворении или применения мер по принудительной доставке к границе, а также другие связанные с этим нарушения иностранец наказывается тюремным заключением сроком от шести месяцев до трех лет. Суд может принять в отношении осужденного решение о запрещении въезда на территорию Франции на срок до 10 лет.