Серебряно-цинковые аккумуляторы.
В основу серебряно-цинкового аккумулятора (СЦА) положена электрохимическая система
Активным веществом положительных пластин являются окислы серебра, а отрицательных пластин - цинк. В качестве электролита используется водный раствор едкого калия.
Серебряно-цинковые аккумуляторы состоят из пластмассовых или металлических баков, в которых расположены положительные и отрицательные пластины, разделенные капроновыми сепараторами. Сверху аккумулятор закрывается крышкой, имеющей доливочное и вентиляционное отверстия, а также отверстия для полюсовых выводов.
Обратимые химические реакции, протекающие при заряде в разряде в серебряно-цинковом аккумуляторе, могут быть представлены уравнением
2AgO+H20+2Znразряд ßàзаряд2Ag+ZnO+Zn(OH)2 (8.1)
При разряде СЦА на отрицательном электроде образуется гидроокись цинка, а на положительном - металлическое серебро. В процессе разряда, уровень электролита уменьшается.
При заряде аккумулятора на положительном электроде происходит окисление металлического серебра до полуокиси (Ag2O) и частично до окиси (AgO). На отрицательном электроде идет восстановление окиси цинка (ZnO) до металлического цинка (Zn). .
Серебряно-цинковые аккумуляторы выпускаются пяти типов:
СЦК - для коротких режимов заряда (до 1 ч работы);
СЦС - для средних режимов разряда (до 1 - 5 ч);
СЦД - для продолжительных режимов разряда (до 10 - 20 ч);
СЦМ - для многократных циклов при средних или длительных режимах разряда;
СЦБ - для работы в буферном режиме с малым перепадом напряжения.
ЭДС серебряно-цинкового аккумулятора составляет 1,85 В. Номинальное напряжение СЦА 1,55 В при разряде током десятичасового режима и плотности электролита 1,4 г/см3, приведенной к температуре 25 °С. Конечное напряжение разряда 1 В.
III. Заключительная часть 5 мин.
- подвести итоги занятия
- определить степень усвоения материала, объявить полученные оценки
- указать на недостатки
- оценить состояние дисциплины во время занятия
- дать задание на самоподготовку.
Задание для самоподготовки работы:
Изучить материал лекции по конспекту и рекомендованной литературе
Старший преподаватель кафедры инженерных войск
Максимов Р.Н.
Занятие № 2 «Приведение свинцово-кислотных аккумуляторов в рабочее состояние. Заряд и разряд свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Неисправности и хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: класс технической подготовки.
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:
I. Вступительная часть …………………………………………………..15 мин.
II. Основная часть ………………………………………………….…….80 мин.
1. Приведение свинцово-кислотных аккумуляторов в рабочее состояние……………………………………………………………20 мин.
2. Заряд и разряд свинцово-кислотных аккумуляторных батарей...45 мин.
3. Неисправности и хранение свинцово-кислотных
аккумуляторных батарей…………………………………………..15 мин.
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
□ Стенды в специализированном классе, наглядные пособия, плакаты, мультимедийный проектор.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебное пособие «Химические источники тока» НВВИСКУ 2005г. Н.И.Бондаренко, Г.Г.Громыко, В.Г.Сугаков;
2. Справочное пособие «Химические источники тока»1969г. М.А. Дасоян.
ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Ø Во вступительной части выполнить мероприятия: проверка посещаемости занятия студентами, объявить данную тему, учебные цели, вопросы и время проведения занятия.
Ø При изложении первого вопроса довести до студентов понятие сухозаряженных аккумуляторов, порядок их подготовки и приведения в рабочее состояние, проверки основных характеристик аккумуляторов.
Ø При изложении второго вопроса рассказать студентам порядок заряда и разряда аккумуляторов, качественное состояние аккумуляторов подлежащих разряду, способы разряда и заряда, контроль тренировочного цикла свинцово-кислотных аккумуляторов.
Ø При изложении третьего вопроса довести до студентов возможные неисправности возникающие при работе аккумуляторных батарей, способы их устранения, порядок и условия хранения аккумуляторов.