О роли Канады в НАФТА

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.
Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.
Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.
В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

 

¢ Интеграционные процессы в Латинской Америке

 

МЕРКОСУР - (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – крупнейшее объединение в Южной Америке, субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР– создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.

История создания

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 -LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Но из-за сильных различий между государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение экономически наиболее близких друг к другу стран. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономические державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай –откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР.

В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %), охватившие примерно 85% всех видов ввозимых товаров в страны МЕРКОСУР; следовательно реально торговый блок оформился лишь в 1995 году. Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили, а потом Колумбия, Эквадор и Перу.

 

Успехи и перспективы развития

 

Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли стран-участниц ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро). Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран таких каких Аргентины и Бразилии, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам. За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Но в ходе затянувшихся переговоров стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

 

На саммите МЕРКОСУР (Монтевидео, декабрь 2005 г.) закреплена позитивная динамика консолидации объединения, подтверждено намерение углублять интеграционный процесс, принято решение о создании Парламента МЕРКОСУР. Об укреплении позиций и влияния МЕРКОСУР свидетельствуют стремление Мексики и Панамы стать участниками объединения (ведутся переговоры). В 2004 г. создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), ядром которого должен стать МЕРКОСУР.

 

 

Развиваются контакты с Россией, Австралией, Новой Зеландией, Китаем, Японией, арабскими странами. С Индией, ЮАР и Советом экономического развития стран Персидского залива подписаны соглашения, направленные на либерализацию торговли. При лидирующей роли МЕРКОСУР состоялся первый саммит стран Южной Америки и арабского мира (Бразилиа, май 2005 г.).

На встрече президента Бразилии с президентом Гондураса (2007 г.)Мануэлем Зелая обеими сторонами была выражена поддержка подписания соглашения о свободной торговле между Меркосур и Центральноамериканской системой интеграции (Sica) в состав которой входят Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста Рика, Панама, Белиз и Доминиканская Республика в качестве ассоциированного члена. Кроме того, Президент Никарагуа Даниель Ортега выразил заинтересованность вступления в Меркосур «в целях укрепления сотрудничества между Никарагуа и странами блока».

 

XXXV саммит МЕРКОСУР (июнь 2008 г.):

Главы государств приняли декларацию, осуждающую ужесточение мер против нелегальных иммигрантов в ЕС. Директива ЕС, санкционированная в середине июня Европарламентом, предусматривает задержание иммигрантов без документов на срок до 18 месяцев и запрет на их въезд в Европу в течение пяти лет. В документе саммита указывается, что в свое время "американский континент с распростертыми объятиями встретил миллионы европейцев". Главы государств подчеркнули необходимость "борьбы с расизмом, дискриминацией, ксенофобией и другими проявлениями нетерпимости».

Обсуждались такие проблемы, как рост цен на продукты питания и энергоресурсы в мире. Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил создать специальный фонд для обеспечения продовольственной безопасности, средства в который могли бы поступать от продажи нефти. Он обещал перечислять в фонд по одному доллару с каждого барреля нефти, экспортируемого Венесуэлой.

Одним из примеров углубления региональной интеграции должна стать намеченная на ближайшие месяцы отмена паспортного режима между всеми странами южноамериканского континента, за исключением Суринама и Гайаны, которые не входят в МЕРКОСУР. Этот шаг является необходимым условием для введения в Южной Америке общего гражданства.

Были подписаны торговые соглашения с Южноафриканским таможенным союзом, а также Турцией и Иорданией, предусматривающие сокращение таможенных пошлин и последующее создание зоны свободной торговли.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕРКОСУР
ДАТА СОЗДАНИЯ март 1991 подписан 4хсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. В 1995 этот договор вступил в силу.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ экономический рост стран-участниц на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.
СТАДИЯ ИНТЕГРАЦИИ субрегиональный таможенный союз и общий рынок МЕРКОСУР.
УЧАСТНИКИ (ЧИСЛО) 10 СТРАН: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
КЛЮЧЕВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ март 1991 - Асунсьонский договор определил механизм и структуру общего рынка; 1994 - Соглашение Оуро Прето в соответствии с которым МЕРКОСУР с января 1995 перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу (ЕВТТ, единые принципы развития конкуренции).
ПРОБЛЕМЫ значительное влияние США; недостаточное развитие транспортной инфраструктуры; противоречия в аргентино-бразильских отношениях; противоречия в энергетической интеграции внутри МЕРКОСУР, отсутствие стабильности в обеспечении энергоресурсами; неэффективная политика сдерживания внутренних цен на энергоресурсы; несовершенство законодательной базы; социально-экономическая и политическая нестабильность.
ПЕРСПЕКТИВЫ странам - участницам предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов, расширение в рамках Латинской Америки, повышение привлекательности для инвесторов.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.