Измерение времени переключения внимания методом сложения с переключением
Оборудование и материалы: карандаш, бумага, секундомер.
Идея метода состоит в том, что испытуемый в течение равных интервалов времени выполняет эквивалентные по сложности вычислительные операции. В первых двух сериях он делает это без переключения, а в третьей – с многократным переключением внимания.
Сопоставление продуктивности работы дает возможность вычислить время, затраченное на одно переключение. Это время используется в качестве количественного показателя переключения внимания.
1 серия. Испытуемому дают карандаш и бумагу. Инструкция: «Напишите любое двузначное число. По команде «начали» сложите цифры этого числа, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру суммы напишите рядом справа, затем сложите две последние цифры полученного ряда, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру напишите рядом и так далее до команды «стоп». Время работы – 1 минута. Постарайтесь выполнить как можно больше операций, не допуская ошибок».
2 серия. Инструкция: «Повторим опыт, только теперь надо вместо прибавления единицы к суммам цифр отнимать от них единицу, время работы – 1 минута».
3 серия. Инструкция: «Повторим опыт, немного усложнив работу: если полученная сумма – четное число, прибавьте к нему единицу, а если нечетная – отнимите единицу. Время работы – 1 минута».
Обработка результатов:
1) Вычислить время выполнения одного цикла вычислений в 1 и 2 сериях (в цикл входят две операции: сложение двух чисел и добавление/вычитание единицы):
t 1,2 = 120 сек / общее число циклов в 1 и 2 сериях = …сек/цикл
t 3= 60 сек / число циклов в 3 серии = … сек/цикл.
2) Вычислить время переключения внимания путем сравнения значений t 1,2 и t 3:
р = t 3 - t 1,2 = … сек/цикл.
Примечание: обычно значение р является положительным, т.к. продуктивность работы в 3 серии (количество циклов вычисления) меньше, чем в 1 или во 2 серии; если значение р оказывается равным 0 или отрицательным, можно говорить о хорошей переключаемости внимания испытуемого, а различия продуктивности работы в разных сериях объясняются процессом включения испытуемого в ситуацию эксперимента и освоения нового способа деятельности (т.е. «врабатываемостью»);
чем меньше значение р (т.е. чем меньше времени потребовалось на переход от одного способа деятельности к другому), тем лучше переключаемость внимания испытуемого