Ориентация и стабилизация изображения

Установить режим индикации - это значит выбрать и установить:

1. шкалу дальности Дшк, на которой ведется наблюдение;

2. ориентацию изображения ("Север", "Курс стабилизированный", "Курс");

3. стабилизацию изображения ("Истинное движение" - ИД, "Относительное движение" - ОД);

4. режим представления векторов целей (относительные или истинные векторы) и их длину;

5. необходимость отображения "прошлых положений" целей;

6. режим ввода вектора скорости собственного судна;

7. режим представления "электронных линий".

Решение о выборе того или иного режима индикации САРП принимает капитан судна, исходя из конкретных обстоятельств плавания, с учетом характеристик используемых РЛС и САРП.

Особенности различных режимов ориентации радиолокационного изображения. В качестве основного режима использования РЛС и САРП рекомендуется режим "Север" ("NORTH UP"). Режим "Курс стабилизированный" ("COURSE UP") имеет преимущества только при плавании курсами южных направлений в стесненных районах, для которых характерны лоцманские методы судовождения. Режим "Курс" играет роль резервного, в том числе на случай выхода из строя гирокомпаса или устройства сопряжения САРП с гирокомпасом.

Линии относительного движения (ЛОД) дают наиболее наглядное представление о степени опасности сопровождаемых целей, так как позволяет судить о взаимном перемещении объектов и собственного судна, характере сближения (пересечения курса судна по носу или по корме) и о параметрах сближения (Дкр и Ткр). Таким образом, здесь содержится полная информация для оценки опасности столкновения применительно к условиям открытого моря.

В режиме ОД затрудняется и значительно осложняется расшифровка радиолокационной информации при плавании в условиях ограниченной видимости в стесненных условиях при большой плотности движения судов. Затрудняется соотнесение движения цели с навигационной обстановкой, следовательно, и прогнозирование маневров цели. При этом эхо-сигналы неподвижных объектов перемещаются навстречу со скоростью собственного судна (в масштабе шкалы дальности), изображение их смазывается, четкость радиолокационного изображения резко снижается, что затрудняет плавание в стесненных водах.

При маневрировании судна обработка данных РЛС в режиме ОД значительно осложняется - вплоть до полной потери контроля над ситуацией во время циркуляции. Еще большая неопределенность возникает при взаимном маневрировании судов-целей и собственного судна. Эта неопределенность может иметь место и при использовании САРП, что вызывается искажением векторного изображения при начале маневра собственного судна.

В режиме "истинного движения", когда окружающая обстановка наблюдается как бы с высоты птичьего полета, линии истинного движения (ЛИД) позволяют быстро оценить элементы движения целей, т. е. дают представление о ракурсах и скоростях истинного движения объектов. Такое представление взаимного перемещения объектов и собственного судна, определяемое по следам послесвечения, "прошлым положениям" целей и истинным векторам целей, придает развивающейся ситуации определенную динамичность и наглядность, особенно при плавании в условиях судопотока.

Однако в режиме ИД на экране РЛС и САРП не видно, как разойдутся суда, кто у кого пройдет по носу (если не использовать режим прогнозирования), невозможно су­дить о параметрах сближения (Дкр и Ткр) без вывода соответствующей цифровой информации, т. е. оценка опасности столкновения применительно к условиям открытого моря затрудняется.

В режиме ИД легко отличаются подвижные объекты от неподвижных. При этом яркость эхо-сигналов неподвижных объектов повышается, улучшается четкость изображения, так как отметки от них попадают в одно и то же место экрана.

В режиме ИД быстрее, чем в ОД, и независимо ни от ситуации сближения, ни от соотношения скоростей обнаруживается маневр цели. При этом характер маневра определяется однозначно, поскольку при любом изменении ЭДД индикация перемещения эхо-сигналов на экране будет соответствовать истинным значениям курса и скорости цели (при любых маневрах собственного судна, т. е. сохраняется контроль за целями и в процессе его маневрирования).

В режиме ИД положение цели и ее вектор истинного движения легко соотносятся с навигационной обстановкой, что очень важно для анализа ситуации при расхождении в стесненных районах, на установленных путях и фарватерах

При плавании в открытом море, т. е. в условиях нестесненного (в навигационном отношении) пространства и слабого судопотока, в качестве основного режима индикации рекомендуется комбинация «"Север" - ОД - относительный вектор».

В прибрежном плавании в условиях судопотока более предпочтительна комбинация «"Север" - ОД - истинный вектор» (с эпизодическим переходом на оценку ситуации по относительным векторам).

При плавании в стесненных водах (в СРД, проливах, шхерах, узкостях, на фарватерах, при входе в порт и выходе из порта и т. д.) в качестве основного режима индикации рекомендуется комбинация «"Север" - ИД - истинный вектор» (с эпизодическим переходом на оценку ситуации по относительным векторам).

 

4.4 Сравнение характеристик 3- и 10-сантиметровых диапазонов радиоволндает следующие результаты:

мощность отраженного сигнала (для одинаковой цели) больше в 10-сантиметровом диапазоне;

разрешающая способность по пеленгу (для данной ширины антенны) лучше в 3-сантиметровом диапазоне, при переходе на 10-сантиметровый диапазон угол горизонтальной направленности антенны увеличивается в 3,3 раза;

угол вертикальной диаграммы направленности антенны больше в 10-сантиметровом диапазоне;

дальность радиолокационного горизонта незначительно больше в 10-сантиметровом диапазоне;

интенсивность помех от волн (при той же степени волнения) существенно меньше в 10-сантиметровом диапазоне, что снижает вероятность пропуска или потери цели в помехах;

интенсивность помех от дождя, снега, облачности существенно меньше в 10-сантиметровом диапазоне, что повышает вероятность обнаружения цели, лежащей в пределах области осадков или облачности;

ослабление сигнала в осадках (при тех же атмосферных условиях) существенно меньше в 10-сантиметровом диапазоне.

Сравнение характеристик коротких и длинных зондирующих импульсов дает следующие результаты:

обнаружение целей на больших дистанциях плохое - при коротких импульсах и существенно лучше при длинных;

при длинных импульсах обнаружение на минимальных дальностях существенно хуже;

разрешающая способность по дальности хорошая при коротких импульсах и существенно хуже при длинных;

размазывание изображения в радиальном направлении существенно больше при длинных импульсах, особенно на малых шкалах дальности;

изображение четкое при коротких импульсах; размытое при длинных, однако на больших шкалах дальности четкость изображения становится приемлемой;

при длинных импульсах вероятность маскировки и пропуска цели в помехах от волн возрастает;

при длинных импульсах вероятность маскировки и пропуска цели в помехах от дождя, снега, облачности возрастает, однако использование длинных импульсов помогает бороться с ослаблением сигнала в помехах и повышает вероятность обнаружения целей, находящихся за областью помех (осадков); короткие импульсы используют на малых шкалах дальности, длинные - на больших.

С точки зрения предупреждения столкновений судов ввод скорости собственного судна в САРП относительно воды является предпочтительным в большинстве случаев, поэтому в соответствии с Резолюцией ИМО А.422(11) датчики скорости, сопрягаемые с САРП, должны иметь возможность определять скорость судна относительно воды.

С точки зрения навигации всегда предпочтителен ввод vH от (относительно грунта), особенно при плавании в стесненных водах, по рекомендованным курсам, фарватерам и СРД. Это тем более удобно при использовании САРП, где предусмотрен автоматический режим определения вектора путевой скорости судна в результате АС неподвижных ориентиров.

При необходимости одновременного решения задач навигации и предупреждения столкновений с использованием САРП выбирается такой режим ввода вектора vH, который наилучшим образом соответствует преобладающим условиям плавания. При пла­вании в открытом море и прибрежной зоне предпочтительным является ввод vH отн (относительно воды), а в стесненных водах - при плавании по каналам, фарватерам, СРД -ввод vH (относительно грунта).

Используя компьютер САРП в режиме автосопровождения неподвижной опорной цели, вектор абсолютной скорости судна можно легко получить автоматически (режим "автокоррекция дрейфа"). Обычно (в большинстве САРП) при включенном режиме "автокоррекция дрейфа" истинные векторы целей также рассчитываются относительно грунта, что необходимо тщательно учитывать при плавании в условиях сильного сноса ветром или течением.

Кроме того, важно иметь в виду и другое, чисто техническое ограничение данного режима. При включенном режиме "автокоррекция дрейфа" следует внимательно наблю­дать за целями, приближающимися к опорному ориентиру, и особенно за целями, про­ходящими между опорным ориентиром и собственным судном; их чрезмерное сближе­ние или временное затенение ориентира могут вызвать "перезахват" цели. "Перезахват" опорного ориентира может иметь самое серьезное влияние на индикацию истинных век­торов всех целей, привести к неверной оценке ситуации (маневрирование целей) или к полной потере контроля за обстановкой. Эффект от "перезахвата" опорного ориентира тем заметнее, чем выше скорость "перехватывающей" цели. Если такая ситуация пред­ставляется вероятной, то лучше заранее перевести режим "автокоррекция дрейфа" на другой опорный ориентир.