Задачи, решаемые САРП

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Судовождение»

 

Использование РЛС и САРП при прохождении судов

Конспект лекций

Для студентов направления 6.070104 «Морской и речной транспорт»

специальности «Судовождение»

 

Керчь, 2009


Автор: Н.И.Величко, ст.преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ

Рецензент: Жуплий В.И., ст. преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ

 

 

Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» КГМТУ, протокол № 1 от 08.09.2009 г.

 

Конспект лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ, протокол № 1 от 02.10.2009 г.

 

Конспект лекций утвержден на заседании Методического совета КГМТУ,

протокол № 1 от 15.10.2009 г.

 

 

Ó Керченский государственный морской технологический университет


СОДЕРЖАНИЕ

1.Теоритические основы и принципы построения САРП
2.Минимальные требования Кодекса ПДНВ к компетентности вахтенных помощников капитана для функции:судовождение на уровне эксплуатации.
3.Основные типы САРП,основы их построения и практического применения.
4.Применение РЛС и САРП для оценки ситуации. 4.1 Настройка и оперативное управление САРП в различных режимах 4.2Выбор шкалы дальности САРП и периодичности наблюдения 4.3Ориентация и стабилизация изображения 4.4Сравнение характеристик 3- и 10-сантиметровых диапазонов радиоволн 4.5 Данные о цели. Аварийные символы целей. Алармы 4.6 Факторы, влияющие на точность работы САРП 4.7 Оценка опасности столкновения 4.8 Сопровождение неманеврирующей цели, маневр цели, потеря цели, смена цели. Сброс цели 4.9 Оценка опасности столкновения 5. Навигационное использование САРП                  
Литература

Тема 1.Теоритические основы и принципы построения САРП

Задачи, решаемые САРП

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) -это радиолокационно-вычислительные системы, обеспечивающие автоматическое сопровождение эхо-сигналов заданных целей, первичную и вторичную обработку радиолокационной информации, выдачу судоводителю всех данных, необходимых для непрерывной, точной и быстрой оценки навигационной ситуации и решения задач обеспечения навигационной безопасности.

Как и обычная судовая РЛС, САРП является системой двойного назначения - позволяет решать задачи предупреждения столкновений судов и проводки судна по линии заданного пути (навигации).

САРП решает следующие основные задачи отображение на экране всей радиолокационной обстановки в соответствии с выбранными шкалами дальности, режимами ориентации и стабилизации радиолокационного изображения;

автоматическое обнаружение эхо-сигналов надводных целей в пределах контролируемой зоны на экране САРП, границы которой задаются охранными кольцами ("GUARD RINGS"), секторами захвата и барьерными линиями, отсекающими группы береговых объектов;

автоматический или ручной (по выбору штурмана) захват обнаруженных целей и их автосопровождение (АС), т. е. непрерывное ведение "строба" заданных размеров за эхо-сигналом цели;

одновременное автоматическое сопровождение, обработка, отображение и непрерывное обновление данных не менее чем по 20 целям (если сопровождаются не все цели, наблюдаемые на экране, то сопровождаемые цели должны быть четко обозначены специальными маркерами);

непрерывное автоматическое определение полярных координат (пеленга и дистанции) всех сопровождаемых целей, возможность быстрого определения пеленга и дистанции любого объекта, появляющегося на экране РЛС и САРП;

непрерывное автоматическое определение элементов движения (курса и скорости) и элементов сближения (дистанции кратчайшего сближения и времени плавания до точки кратчайшего сближения) для всех сопровождаемых целей; тенденция движения цели должна определяться через 1 мин после начала АС, а вектор экстраполированного перемещения цели с заданной точностью - через 3 мин после начала АС;

непрерывное представление на экране САРП обработанной вторичной радиолокационной информации, характеризующей элементы движения сопровождаемых целей и элементы сближения, в векторной или другой графической форме, четко указывающей.

Английское сокращение ARPA - Automatic Radar Plotting Aids.экстраполированное перемещение целей; дополнительное отображение на экране четы­рех равноразнесенных по времени предыдущих местоположений сопровождаемых целей (PAST HISTORY) за период не менее 8 мин;

немедленная выдача на индикацию и непрерывное обновление буквенно-цифровой информации для любой сопровождаемой цели по желанию судоводителя;

экстраполяция ситуации, т. е. "проигрывание" развития ситуации во времени при условии неизменности элементов движения как целей, так и собственного судна (например, изменением длины вектора на экране САРП);

имитация (проигрывание) маневра для безопасного расхождения со всеми целями при условии, что элементы движения целей останутся неизменными (причем в течение всего времени имитации маневра обработка и отображение информации по всем сопровождаемым целям не должны прерываться);

обнаружение маневра цели и соответствующая корректировка выдаваемой информации (определение тенденции относительного движения цели в течение 1 мин после завершения маневра, экстраполированное перемещение цели с заданной точностью - в течение 3 мин после завершения маневра) индикация и сигнализация об "опасных событиях", под которыми в общем случае понимают появление новой и опасной (по заданным критериям) целей; потеря цели, в том числе опасной (положение цели на момент потери должно отчетливо отображаться на экране САРП); начало маневра цели; сближение с целью на установленное предельное расстояние; неисправное функционирование САРП, выявившееся при автоматической тестовой проверке, и т. д.

Цель, вызвавшая предупредительный сигнал, должна отчетливо обозначаться на экране САРП.

При этом особо оговаривается следующее:

судоводитель должен иметь возможность выбора шкал дальности, режима ориентации и стабилизации радиолокационного изображения, режима представления векторов (при этом должна быть обеспечена четкая индикация выбранного режима);

после изменения режима работы САРП (переключения шкалы дальности, ориентации, стабилизации, вида векторов) время восстановления всей информации о целях на экране САРП не должно превышать времени четырех оборотов антенны;

должна быть предусмотрена независимая регулировка яркости радиолокационного изображения и вторичной информации вплоть до полного исключения последней;

информация САРП не должна маскировать радиолокационное изображение в такой степени, чтобы затруднялось обнаружение целей;

индикация данных САРП должна находиться под контролем судоводителя, должна быть предусмотрена возможность сброса ненужной информации в любой требуемый момент;

должна быть предусмотрена возможность включения и выключения предупредительной сигнализации судоводителем;

САРП не должно ухудшать характеристики сопрягаемых с ним датчиков навигационной информации (РЛС, гирокомпаса, лага), а сопряжение с другой аппаратурой не должно ухудшать характеристики самого САРП;

в САРП должны быть предусмотрены тестовые программы для периодической автоматической проверки работы САРП и сигнализация о неисправностях, позволяющая судоводителю контролировать правильность работы САРП.

Общие технико-эксплуатационные требования к САРП сформулированы в Резолюции ИМО А.422 (XI) от 15 ноября 1979 г. [49]. На основе требований ИМО в нашей стране приняты требования Регистра к САРП.

Порядок и сроки установки САРП на судах определены принятой ИМО поправкой к Правилу 12 гл. V Конвенции "СОЛАС-74" [33]; к настоящему времени САРП должны быть установлены на судах всех типов валовой вместимостью 10 тыс. per. т и более (на сухогрузных судах, построенных до 01.09.84, -15 тыс. per. т и более).