Без зрительной опоры.

 

(Картинки предъявляются после того, как слово воспринято больным на слух. Картинки прежние)

 

 

ПРОБА 7. ПОНИМАНИЕ СЛОВ

 

ИНСТРУКЦИЯ: Я буду называть предметы, а вы их показывайте.

 

а) Называть по одному слову

 

ПОТОЛОК, НОС, ДВЕРЬ, ЛОКОТЬ, ОКНО, ПОДБОРОДОК, КАРАНДАШ, БРОВЬ, СТОЛ, ОБУВЬ, ПОЛ, ЛАМПА, СТУЛ, ГЛАЗ, БУМАГА, ЧАСЫ, ЛОБ, УХО, ЗАТЫЛОК, ПАЛЬЦЫ.

 

б) Называть по три слова

 

ПОТОЛОК, ЛАМПА, ДВЕРЬ, ГЛАЗ, НОС, УХО, ПАЛЕЦ, ЛОКОТЬ, ПЛЕЧО.

 

в) Называть по четыре слова

 

СТУЛ, ОКНО, КАРАНДАШ, ПОЛ, ЛОБ, УХО,ПОДБОРОДОК,БРОВЬ.


5. Действия.



III. Понимание простых предложений

ПОКАЗАТЬ :

а) МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ

б) МАЛЬЧИК РИСУЕТ КОШКУ

в) МАЛЬЧИК ЛЕЖИТ НА КОВРЕ


IV. Понимание логико-грамматических конструкций

1. ФЛЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

 

ПОКАЗАТЬ:

 

а) Карандаш-ключ, ключ-гребешок, гребешок-карандаш;

б) Ключом карандаш, карандашом гребешок, гребешком ключ;

в) Карандаш гребешком, ключ карандашом, гребешок ключом;

2. АТРИБУТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

 

а) Где хозяин собаки? а) Где мама дочки?

 
 

б) Где собака хозяина? (хозяин с собакой) б) Где дочка мамы? (мамина дочка, дочкина мама, мама с дочкой)

 
 

 


3. КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. ПОЛОЖИТЬ:

 

а) Ручку на книгу;

б) Ручку в книгу;

в) Ручку под книгу;

 

2. ПОКАЗАТЬ:

 

а) Бочку перед ящиком;

б) На бочке ящик;

в) В ящике бочка;

г) На ящике бочка;

д) Ящик за бочкой;

 

 
 



4. ПОКАЗАТЬ, КАКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВУЕТ КАКОЙ КАРТИНКЕ:

 

а) Птица в клетке;

б) Птица под клеткой;

в) Кошка на столе;

г) Кошка под столом;



V. Инвертированные конструкции

 

ПОКАЗАТЬ:

а) КЛЕЕНКА ПОКРЫТА СКАТЕРТЬЮ;

б) МАЛЬЧИКА СПАСЛА ДЕВОЧКА;

в) МАШИНА ПЕРЕВОЗИТСЯ ТРАКТОРОМ;

г) МАЛЬЧИК СПАСЕН ДЕВОЧКОЙ;


1. АТРИБУТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте

а) одно и то же ли означает?

БРАТ НАЧАЛЬНИКА или НАЧАЛЬНИК БРАТА, МАМА ДОЧКИ или ДОЧКА МАМЫ.

б) какое из выражений правильное?

СЕСТРА ЖЕНЫ или ЖЕНА СЕСТРЫ.

в) что означает выражение?

БРАТ ОТЦА; ОТЕЦ БРАТА;

 

2. КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуйте

а) крест под кругом;

б) круг под крестом;

в) точку под треугольником;

г) круг справа от креста;

д) крест справа от круга;

 

СЕНСИБИЛИЗИРОВАННАЯ ПРОБА.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуйте

а) сверху вниз: крест под треугольником ; круг над крестом;

б) в строчку: крест справа от круга , но слева от треугольника

г) Какая фраза правильная: ВЕСНА БЫВАЕТ ПЕРЕД ЛЕТОМ или ЛЕТО БЫВАЕТ ПЕРЕД ВЕСНОЙ.

д) Правильно ли это:

ЯНВАРЬ ПЕРЕД ДЕКАБРЕМ. ДЕКАБРЬ ПЕРЕД ЯНВАРЕМ.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД ПОНЕДЕЛЬНИКОМ. СРЕДА ПОСЛЕ ЧЕТВЕРГА.


3. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте какое из предложений правильное

 

а) " СЛОН БОЛЬШЕ МУХИ" или "МУХА БОЛЬШЕ СЛОНА"

"МУХА МЕНЬШЕ СЛОНА" или "СЛОН МЕНЬШЕ МУХИ"

 

б) "КОШКА БОЛЬШЕ СОБАКИ"

- КТО МЕНЬШЕ?

"ДЕДУШКА СТАРШЕ БАБУШКИ"

- КТО МОЛОЖЕ?

"ВАНЯ ВЫШЕ ПЕТИ"

- КТО НИЖЕ?

 

в) "ОЛЯ СВЕТЛЕЕ СОНИ, НО ТЕМНЕЕ КАТИ."

- КТО САМЫЙ СВЕТЛЫЙ?

- КТО САМЫЙ ТЕМНЫЙ?

 

" ОЛЕГ ЖИВЕТ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ ИГОРЬ, И БЛИЖЕ ,ЧЕМ ЗОЯ."

- КТО ЖИВЕТ БЛИЖЕ ВСЕХ?

- КТО ЖИВЕТ ДАЛЬШЕ ВСЕХ?

"ТАНЯ ХОДИТ БЫСТРЕЕ ОЛИ И МЕДЛЕННЕЕ НАТАШИ."

- КТО ХОДИТ БЫСТРЕЕ ВСЕХ?

- КТО ХОДИТ МЕДЛЕННЕЕ ВСЕХ ?


4.ИНВЕРТИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте

 

а) ПЕТЮ УДАРИЛ ВАНЯ. КТО ДРАЧУН?

ВИТЮ СЛУШАЛ УЧИТЕЛЬ. КТО ГОВОРИЛ?

МАМА ЗОВЕТ ДОЧКУ ДОМОЙ. КТО ДОМА?

ЛЕС ПОЗАДИ ДОМА. ЧТО ВПЕРЕДИ?

ПАПА РУГАЕТ СЫНА. КТО ПРОВИНИЛСЯ?

ВАНЯ ШЕЛ ВПЕРЕДИ ПЕТИ. КТО ШЕЛ СЗАДИ?

 

б) КАКОЕ ИЗ ДВУХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛЬНОЕ?

"СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ" или "ЗЕМЛЯ ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ"

"ТЕЛЕГА ВЕДЕТ ЛОШАДЬ" или "ЛОШАДЬ ВЕДЕТ ТЕЛЕГУ"

"МОРЕ ОМЫВАЕТСЯ БЕРЕГАМИ" или "БЕРЕГА ОМЫВАЮТСЯ МОРЕМ"

"ФОНАРЬ ОСВЕЩАЕТСЯ УЛИЦЕЙ" или "УЛИЦА ОСВЕЩАЕТСЯ ФОНАРЕМ"

"КУРИЦА СЪЕДЕНА ЛИСИЦЕЙ" или "ЛИСИЦА СЪЕДЕНА КУРИЦЕЙ"

 

в) Я ПОЗАВТРАКАЛ ПОСЛЕ ТОГО, КАК НАРУБИЛ ДРОВ. ЧТО Я СДЕЛАЛ РАНЬШЕ?

Я НЕ ПРИВЫК ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ. ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТА ФРАЗА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ИЛИ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА?


5. РАЗВЕРНУТЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Повторите

 

а) ГОРА, НА КОТОРОЙ СТОЯЛ ДОМ, БЫЛА ВЫСОКА.

 

б) В ШКОЛУ, ГДЕ УЧИЛАСЬ ДУНЯ, С ФАБРИКИ ПРИШЛА РАБОТНИЦА, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОКЛАД.

 

в) ДЕТИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ НА ПРАЗДНИК, ПОЛУЧИЛИ ПОДАРКИ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ.

 

г) В ШКОЛУ, В КОТОРОЙ УЧИЛСЯ ВАСЯ, ПРИШЕЛ СТАРЫЙ РАБОЧИЙ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ РЕБЯТАМ О СВОЕЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ЮНОСТИ, КОТОРАЯ ПРИШЛАСЬ НА ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. РЕБЯТА С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ СЛУШАЛИ РАССКАЗ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БЫЛ УЧАСТНИКОМ БОЕВ ЗА СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, А ПОТОМ ЗАДАЛИ МНОГО ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛИ САМЫЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ.

 

д) СПРАВА И СЛЕВА ОТ ДОМА РОСЛИ ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ РЕДКОГО ВИДА С БОЛЬШИМИ ПЛОДАМИ, СКРЫТЫМИ ПОД ЛИСТЬЯМИ И ПОХОЖИМИ НА ЕЛОВЫЕ ШИШКИ. ПОВСЮДУ БЫЛИ РАЗВЕШАНЫ ФОНАРИКИ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ В ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ РОЖИЦ, СО РТАМИ ДО УШЕЙ, ОНИ ОТРАЖАЛИСЬ В ПРУДУ,ПО КОТОРОМУ ПЛАВАЛИ ЧЕТЫРЕ ГОЛУБЯ.


Экспрессивная речь