Сдвоенное экологическое занятие - экскурсия «Осенние краски»
Возраст: 9–11 лет.
Цель: Познакомить детей с основными лесообразующими породами, явлением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.
Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.
Ход занятия:
1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две группы, каждая группа поочередно называет приметы осени.
2. Поиск листьев. Каждая группа получает задание и выполняет его:
а) найдите три желтых листа, разных по форме,
б) найдите три красных листа, разных по форме,
в) найдите три зеленых листа, разных по форме
г) найдите три бурых листа, разных по форме,
д) найдите семя, умеющее летать,
е) найдите три любых семени,
ж) найдите дерево без листьев,
з) найдите самое зеленое дерево.
3. Определите, каким растениям принадлежат найденные вами листья. Для определения можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.
4. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают, почему осенью листья меняют окраску и опадают. Также выстраивается график, отражающий время наступления листопада у разных деревьев (какие деревья теряют листья раньше, какие позже).
5. «Радуга». Дети выкладывают все собранные листья на клеенку в порядке изменения цвета – от зеленого до коричневого. Представители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т.д.) Далее экскурсовод объясняет, что все цвета образованы основными пигментами желтого, синего и красного цвета.
6. Занятие переносится в помещение, где дети получают цвета путем смешивания красок и рисуют осенние листья. Здесь же можно красочно оформить график.
«Микротропа»
Возраст: 3–4 класс
Цель: Познакомить детей с разнообразием беспозвоночных и взаимосвязями в экосистемах, развивать любовь к живому.
Оборудование: Лупы, карандаши, бумага.
Ход занятия:
1. Сядьте в круг и обсудите, как выглядят беспозвоночные и где их можно найти.
2. «Паутина».Ведущий, «Паук», встает в центре обозначенной территории и дает группам (3–4 человека) задания. После того, как группа выполнила одно задание, она возвращается за другим.
Примеры заданий:
- Отсчитайте 25 шагов влево (в любую другую сторону), наклонитесь и рассмотрите, что находится перед вами.
- Выберите дерево в 10–15 шагах и рассмотрите кору: пыталось ли какое-нибудь животное обгрызть ее? как вы это определили?
- Выберите дерево в 12 шагах, внимательно рассмотрите кору, найдите насекомое или личинку.
- Найдите елку и потрогайте кору и ветки, понюхайте. Сможете ли вы найти ее с закрытыми глазами.
- Встаньте около большой березы, закройте глаза и послушайте её шепот.
- Отойдите на 20 шагов к северу, осмотрите лиственную подстилку, найдите под ней насекомых.
- Отойдите на 5 шагов к югу, найдите насекомых или других беспозвоночных в траве.
3. Раздайте детям лупы и обозначьте «микротропы» на земле (длиной 2–3 м) или на дереве на высоту роста ребенка. Если есть возможность, можно «путешествовать» по муравьиной тропе. Двигайтесь вдоль тропы, внимательно рассматривая ее через лупу. Пусть дети фиксируют встреченные объекты на бумаге, можно символами.
4. Снова сядьте в круг, обсудите результаты «путешествия». Как чувствовали себя дети, путешествуя по экологической тропе? Смогли ли они почувствовать себя на месте маленьких насекомых? Каких животных и где они встретили больше, каких меньше?
5. Пищевая сеть. С помощью клубка ниток постройте пищевую сеть, звеньями которой являются встреченные на экологической тропе животные. Сделайте выводы об их роли в природе.
Подобных занятий можно придумать множество. Мы просто перечислим некоторые темы: «Лекарственные растения», «Первоцветы», «Весна идет, весне дорогу», «Образ дерева в русской литературе» (бинарный урок), «Дерево в верованиях славян», «Астрологический календарь друидов», «Определение деревьев в зимний период» и многие другие. Занятия охватывают практически все возрастные категории детей, включая детский сад.
В летнее время экологические экскурсии для детей переносятся на более протяженные маршруты и могут занимать от 2 до 4 часов. Чтобы такая экскурсия была не только интересной, но и более эффективной, в нее включаются элементы самостоятельной исследовательской работы. Также вводится большое количество упражнений, нацеленных на пробуждение восприятия. Примером может быть одна из экскурсий на часто посещаемом маршруте «Бухта Петрова – бухта Песчаная».