Трудности

При написании дикторского текста легко попасть в некоторые ловушки. Многие очевидны, но их жертвой рано или поздно становится практически каждый профессионал. Рассмотрим наиболее типичные.
Цифры и статистика. Некоторые кадры запоминаются надолго из-за ракурса и эмоционального содержания. Этого нельзя сказать о дикторском тексте. Автору всегда неприятно сознавать, что зритель практически ничего не помнит из текста уже через десять минут после просмотра картины. В лучшем случае, он может лишь приблизительно воспроизвести главные факты. Вывод: по возможности избегаем цифр и статистики. Эта информация редко производит впечатление и забывается через пять секунд.
Если без цифр не обойтись, их надо использовать творчески. " предыдущем примере потери союзников должны были составить семь из десяти человек. Это хорошо запоминается, потому что производит впечатление. Аналогичная по смыслу фраза "потери должны был составить 70%" производит меньший эффект, потому что слов0 "процент" является для слушателя абстрактным термином, в то время &* "семеро из десяти" - конкретный образ смерти живого человека.
Автор должен превратить холодные абстрактные цифры в конкретные человеческие понятия. Это было блестяще сделано Брайаном Уинстоном в фильме "Из пепла". Брайан должен был сообщить, что войска СС в течение одного года уничтожили в России более одного миллиона мирных ясителей. Как передать такую непостижимую информацию? В результате уинстон написал следующее: "Сразу вслед за линией фронта продвигались мобильные головорезы СС. За шестнадцать месяцев они расстреляли более полутора миллионов евреев. По два человека каждую минуту двадцать четыре часа в сутки в течение пятисот дней.". Последняя часть абзаца несет основную эмоциональную нагрузку: зритель осознает весь кошмарный масштаб совершенного преступления.
Ограничительные рамки. Некоторые кинематографисты неохотно садятся писать, потому что, начав, не могут остановиться. Они пишут слишком много, совершая один из смертных грехов кинематографии. Текст должен быть экономичен и компактен. Скажите только самое необходимое и замолчите. Некоторые считают, что нагромождение деталей украсит фильм. Однако зачастую за счет излишней информации мы теряем зрителя. Помните о том, что любому фильму необходим воздух, чтобы дышать, а зрителю - пространство и время, чтобы усвоить полученные знания.
Иногда текст становится излишним: видеоряд красноречивее любых слов. Представим фильм о Самуеле Клеменсе (Марке Твене). Видеоряд: старые пароходы, река, порты, мальчишки на плотах, жизнь на Миссисипи. Можно написать так:

Проезжая вниз и вверх по реке, он придумал двух персонажей: озорного непоседу Тома Сойера и его верного друга Геккельбери Финна. Какие приключения выпадут на их долю! Какие персонажи и сцены заполнят страницы книги! Том будет попадать в разные переделки и подвергать свою жизнь опасности. А Финн станет путешествовать по реке, любуясь видами и чудесами, которые наблюдал сам Твен.

Но мы остановимся на фразе "какие персонажи и сцены заполнят Страницы книги!" Дальнейший комментарий не требуется, потому что видеоряд прекрасно передает творческие планы Твена.
Клише. Остерегайтесь клише и избитых фраз. Все авторы игрового активно пользуются набором популярных клише: "Мужчина должен ь то, что он должен делать", "Да, тихо... слишком тихо, черт возьми!"
"Вам сможет помочь только один врач, но он в Вене", "Он сделал это" и т.д. Мы смеемся, но в документалистике происходит тоже самое. Если мЬ1 используем понравившуюся фразу слишком часто, она теряет свой эффект.
Мой приятель снимал фильмы о детских приютах и реабилитационных центрах. Обнаружив, что фильмы превратились в застывшие клише, он оставил эту тему. В каждой картине повторялась найденная им красивая фраза: "Кто они - дети тьмы или дети света? Дети отчаяния или дети надежды?"
Зрительская аудитория. При создании документального кино для телевидения возникает одна серьезная трудность: как написать один текст для разных зрителей? Некоторые зрители прекрасно знакомы с вашей темой, а некоторые впервые о ней слышат. Слишком много информации обидит знатоков вопроса, которым не интересно слушать известные им факты. Но, с другой стороны, рассчитывая на экспертов, вы рискуете потерять другую половину аудитории, которой тема не знакома. Решение заключается в том, чтобы найти золотую середину и представить информацию таким образом, что она удовлетворит обе стороны.
Мы работаем над фильмом о диктатуре Перо. События произошли более пятидесяти лет назад, главные герои не так широко известны, как Гитлер и Черчилль. Большая часть аудитории родилась после Второй Мировой, поэтому для них необходимо определить, кто есть кто. Итак, можно написать: "Перо - полковник армии, который стал диктатором. Он возглавил фашистскую партию в своей стране. Он пришел к власти в Аргентине в 1945 году.". Все нужные факты переданы достаточно прямолинейно. Но половина зрителей, скорее всего, обидится на такое изложение информации: "Вы что, считаете нас за шестилетних детей?" Ту же информацию можно передать более тонко: "В течение сорока лет, после того, как при помощи интриг и политики милитаризма Перо стал диктатором Аргентины, многие люди не переставали надеяться, что демократическое правление вернется в страну генералов.".
Специальная терминология. Некоторые сложные понятия приходится излагать при помощи специальной терминологии. Особенно в фильмах о медицине. Выход прост: нужно максимально упростить язык и использовать возможности видеоряда так, чтобы сложное стало общедоступным. Включите элементы графики, анимацию, реконструкции и т.д.
Несколько лет назад я видел фильм об Эйнштейне. Естественно, что в шла речь о теории относительности - понятии сложном даже для специалистов. Автор объяснил его суть достаточно элегантно. Он показал детящий самолет. Его скорость относительно земли составляла 500 миль в час. Внутри самолета два человека играли в биллиард. В такой ситуации говорить о скорости шара по отношению к скорости самолета и земли было гораздо легче. Не уверен, что многие зрители после фильма осознали значимость формулы Е = МС2, но по крайней мере авторы помогли им понять смысл открытия.