Государственная экологическая политика

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.

Государственная экологическая политика (далее – ГЭП) - определение целей, задач, содержания, направлений практических действий государства для обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов, охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов. За рубежом в качестве близкого по значению к термину «экологическая политика» применяют термин «политика в сфере устойчивого развития».

В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.

Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах РФ. Примеры деятельности государства в указанном направлении: выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; осуществление программы «Возрождение Волги»; восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря; сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы Финского залива; решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды» и т.д.;

4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.

Основные положения ГЭП сформулированы в следующих документах: «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Национальный план действий по охране окружающей среды», «План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования».

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.

План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.

На практике применительно к деятельности отдельных субъектов Российской Федерации употребляют понятие «региональная экологическая политика».

Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.

Понятие «региональный» в зависимости от масштаба рассматриваемой окружающей среды может относиться как к области или группе областей внутри страны, так и к группе стран или даже к континенту. Федеративное устройство России включает шесть типов наименований её административно-территориальных единиц, обобщенно называемых субъектами РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Поэтому региональная экологическая политика в Российской Федерации может рассматриваться, как политика федерального центра в отношении субъектов РФ, или совместная политика ряда субъектов РФ. Следует отметить, что понятие «региональный» применительно к экологической политике используется в значительной степени условно, поскольку окружающая среда не имеет административных границ.

Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:

- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;

- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;

- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;

- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;

- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.

Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.