Николая Ивановича Сладкова

Литературно-экологический пикник,

Посвящённый творчеству

Писателя – натуралиста

Николая Ивановича Сладкова

Оформление зала библиотеки:

Книжная выставка «Природа – друг человека»

Выставка детских рисунков «Как прекрасен этот мир!»

Выставка поделок из подручных материалов

Цветы

 

 

Действующие лица:

Ведущие 1 и 2

Чтецы 1 и 2

Рассказчик 1и 2

Охотник

Грибник

Рыбак

 

 

Ансамбли детской песни «Ладушки» и «Покровские соловушки».

 

 

В ходе вечера звучит музыка, песни о природе, голоса природы,

сопровождается показом слайдов

 

 

Инсценировки рассказов из книг Сладкова:

1) «ОДУВАНЧИК И ДОЖДЬ»

 

2) «ВОРОБЕЙ И СИНИЦА»

 

3) «ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО»:

 

действующие лица:

 

АВТОР

ДРОФА

ЗАЯЦ-РУСАК:

СУСЛИК

КОРСАК (лиса)

 

Звучит песня «Лето – это красота» слова и муз. Н.Сафоничевой

идёт показ слайдов природы

1 ЧТЕЦ: Берегите Землю!

Берегите.

Берегите жаворонка в голубом

Зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

(М. Дудин)

1 ВЕДУЩИЙ:

«Чтобы беречь землю, природу, надо её любить, чтобы полюбить –

надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы», - утверждал наш русский писатель и натуралист - Николай Иванович Сладков. А ещё он говорил « природа- это удивительнейшая книга. Только начни читать её – и не оторвёшься».

 

2 ВЕДУЩИЙ:

Мир, который нас окружает, говорит всякими голосами. У растений

и животных, у птиц и насекомых, у ветра и дождя, у моря и солнца, у снега и рыбок – у каждого свой голос. Все они хотят с нами побеседовать, но не все их понимают. Но есть среди нас редкие люди с широко раскрытыми глазами, чутким сердцем, понимающие язык природы. Вот они и переводят для нас на наш человеческий язык.

 

1 ВЕДУЩИЙ:

Таким переводчиком с разных языков бессловесного мира на чело-веческий язык был писатель Николай Иванович Сладков. Всё своё творчество он посвятил природе. Сладков открыл в ней что-то своё и написал о ней по-своему, не похоже на других. «Каждая полянка в лесу, -

говорил он, - каждая низинка и каждый бугорок – не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга».

 

Сценка «Одуванчик и Дождь»

 

ОДУВАНЧИК: Ура! Караул! Ура! Караул!

ДОЖДЬ: Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый

весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?

ОДУВАНЧИК:Закричишь тут!.. корни мои рады тебе, Дождю, радёшень-

ки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит – боится, что

пыльцу испортишь. Вот я и растерялся – ура, караул, ура, караул!

 

Ю.Энтин «Песенка про дождик»

 

2 ВЕДУЩИЙ:

Николай Иванович Сладков родился 95 лет тому назад - 5 января

1920 года в Москве. Его отец был токарем – металлистом, а мама занималась домом, хозяйством, растила троих детей.

Николай был городским мальчиком: сначала семья жила в Москве, а затем (когда ему было шесть лет) Сладковы переехали в Ленинград (сейчас- Санкт –Петербург). «Самое сильное впечатление моего детства, - вспоминает писатель, - почему-то шум леса. Не пойму, откуда это, ведь я вырос в городе. Может, мне что-нибудь о лесе читали? Или рассказывали? Семя попало на благодатную землю и проросло. … Я глубоко верю в силу детских впечатлений»

 

ОХОТНИК:

«Иду я по лесу. А в лесу – то летняя благодать! Весничка поёт в

берёзовых ветках. Паук плетёт солнечную сеть. Ящерка на пеньке распласталась. В ручей словно кто горсти песка бросает: мальки взыгрывают в воде. Стрекозы шелестят целлофановыми крыльями. лягушонок на листе кувшинки сидит, как на плоту. Трясогузка покачивает хвостом. Прямо глаза разбегаются».

 

1 ВЕДУЩИЙ:

Первые встречи мальчика с природой происходили в небольших го-

родских сквериках, а позже в старинных парках Детского Села, неболь

шого города Ленинградской области (сейчас – город Пушкин). И здесь Николай гулял уже в старинных разросшихся парках, где можно было спрятаться в зарослях и, став невидимым, увидеть совсем близко дятла, белку, синицу. Наблюдая, мальчик чувствовал себя следопытом и первооткрывателем, как и его любимые герои книг Джека Лондона, Фени-

мора Купера, Жюля Верна.

Ю.Энтин «Языки»

 

Сценка «Воробей и синица»

 

ВОРОБЕЙ: Угадай, Синица, какое оружие самое страшное?

СИНИЦА: Знаю! Знаю – ружьё!

ВОРОБЕЙ: Не угадала!

СИНИЦА: Знаю, знаю – пушка!

ВОРОБЕЙ: Снова не угадала!

СИНИЦА: Знаю, знаю… не знаю!

ВОРОБЕЙ:Рогатка! Из пушки – то по воробьям стрелять не станут, а из

рогатки – только успевай отскакивать! Уж я –то знаю, я –то

стреляный воробей!

 

2 ВЕДУЩИЙ:

Чтобы писать такие книги, человек должен уметь наблюдать, удив-

ляться, и должен быть талантливым рассказчиком. Наблюдать природу Сладков начал ещё с детства. Для него не было ничего увлекательнее, чем, затаившись, часами следить за жизнью птиц, такой непохожей, а в чём – то и похожей на человеческую. Замечать, как весной просыпается земля, как постепенно набухают и проклёвываются первые почки. Тогда он и не думал, что когда - ни будь станет писать рассказы. Он просто вёл дневник, в который записывал всё, что его удивило, взволновало, обрадовало или огорчило.

 

РАССКАЗЧИК: СИНИЦА НЕОБЫКНОВЕННАЯ

« Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Но она не обыкновенная. Поразила меня она с первой же встречи. Попалась в мой западок. Я взял синицу в руку, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы – и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками. И глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет. Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое – то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз.

Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи».

 

1 ВЕДУЩИЙ:

Родители Николая не мешали сыну заниматься его любимым делом.

Отец покупал ему книги о природе. Большим событием в жизни подростка стала покупка фотоаппарата. А позже, когда ему исполнилось 15 лет, у Сладкова появилось ружьё «Фроловка» 28 калибра. В дневнике он записывает: « Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». С ружьём Николай уезжал в лес на два-три дня. Он не просто бродил по лесу, он был настоящим исследователем: он внимательно слушал голоса леса, пристально наблюдал его жизнь, но в то же время он и расставлял силки, убивал нужных ему птиц и животных, чтобы изготовить чучела. Тогда Сладкову и в голову не приходило, что он делает что-то дурное: ведь он делал это не просто так, а для науки, для изучения лесных жителей. Пройдут годы, прежде чем в его книгах прозвучит призыв: «Не бери в лес ружьё!» в это время он уже пытается делать записи в форме рассказа. Из этих записей много лет спустя выросли его рассказы о природе и животных.

 

ГРИБНИК: ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Сорев-новались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Маховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал – жал, жал –жал – не выжал. Только шляпу свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона»

 

2 ВЕДУЩИЙ:

Николай стал заниматься в кружке юных натуралистов при Зоологи-

ческом институте Академии наук СССР. Здесь ребята общались со знаменитыми зоологами. Здесь же он и познакомился и со знаменитым писателем – натуралистом Виталием Бианки. Эта счастливая случайность – встреча с известным писателем – во многом определила будущее Сладкова. После окончания школы Николай решает поступать на биологический факультет Ленинградского университета. Но на приёмных экзаменах ему не хватило полбалла для поступления в университет. Тогда Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался в институте, называлась гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, они изучают и улучшают судоходные пути, чтобы по ним могли свободно проходить суда. Но Сладков успевал наблюдать и живой мир рек, делать записи.

 

РЫБАК: ДРОВЯНОЙ СКЛАД НА ДНЕ

Я уже к берегу подплывал, когда вдруг увидел на дне… дровяной склад! Лежат навалом не колотые дрова – полено к полену. немало, кубометров пять, наверное. Кто это додумался дрова под водой на зиму запасать? Дрова, правда, не первосортные – одна осина. Пилены не пилой, рублены не топором. Не поймёшь, чем и повалены. Каждое полено на концах стёсано. Не дрова, а колья. И сложены не в поленницу, а навалом.

Стал искать хозяина. Нет хозяина ни под водой, ни на берегу. Одни следы: умятые тропы, поваленные осины. Чудак какой –то: на берегу лес валил, а дрова в реке утопил. Вы догадались, конечно, что это работа бобров! Нор они своих хоть и не отапливают, но осиновые поленья им всё же нужны для тепла: как наедятся зимой осиновых дров – сразу внутри потеплеет. Словно сами себя как печку натопят!»

 

1 ВЕДУЩИЙ: Учёба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года её прервала Великая Отечественная война. Николай со своими друзьями – студентами пошли учиться в Военнотопографическое училище, чтобы получить новую военную специальность – офицер – топограф. Топографы занимаются изучением и измерением поверхности Земли и точно отображают её на планах и картах. На войне эта профессия очень важна, ведь планы всех сражений и передвижений войск разрабатываются на основе подробных карт и планов местности.

 

2 ВЕДУЩИЙ: Уже осенью 1942 года Николай Сладков окончил училище,

получил профессию военного топографа и звание лейтенанта. Его направили в Тбилиси, в 14 топографический отряд Закавказского фронта. Так на долгие годы судьба связала Сладкова с Кавказом. Из семи ребят, служивших с ним, остался в живых только один – Николай Сладков. Но и в это сложное время он старался изучить и этот незнакомый ему край. Ведь его окружала непохожая на среднюю Россию, совершенно иная природа: Кавказские горы, казахстанские степи, пустыни Туркмении, хребет Копетдаг, где обитают самые различные представители животного и растительного мира.

А чтобы было интересно юным читателям, Сладков озвучивал героев своих произведений. Животные, птицы у него разговаривали на человеческом языке, как в сказках.