Изучение грамматики
Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке
Функциональный принцип – показ роли языковых явлений в языке и речи.
Структурно-семантический принцип – рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения строения и с точки зрения значения. Объясняется реально существующей связью формы и значения.
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей – установление зависимости между единицами одного уровня (их изменение под влиянием друг друга); между единицами разных уровней (связь лексики и морфологии: лист-орган растения и плоский кусок металла / бумаги → листья, листы).
Нормативно-стилистический принцип – раскрытие механизма выбора в речи языковых явлений в зависимости от речевой ситуации.
Исторический принцип – учет исторических изменений, сохранившихся в современном ЛЯ.
Морфология – раздел лингвистики, изучающий систему частей речи и грамматические признаки различных частей речи.
Главная цель – дать представление о грамматической системе языка. Т.е. этот раздел необходим для понимания устройства русского языка. Образовательная ценность морфологии – в общей ориентировке, в общем понимании природы языковых явлений. Она содержит сведения о грамматических классах слов русского языка, об образовании форм и систем форм, о морфологических категориях, которые в этих формах реализуются.
Вместе с тем это раздел тесно связан с другими разделами и поэтому имеет практическое значение. Практическая ценность – в связях с другими разделами. От умения распознавать части речи и свойственные им признаки зависит во многом правильность орфографического анализа, пунктуационного анализа, синтаксического анализа, стилистического анализа, а значит – способность создавать устные и письменные высказывания в соответствии с нормами ЛЯ.
Изучение морфологии развивает интеллект учеников, т.к. способствует формированию умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материла, объяснять и доказывать.
Задачи изучения морфологии:
1) дать представление о частях речи как о лексико-грамматических классах слов;
2) дать представление о системе частей речи в русском языке;
3) дать представление о слове как единице грамматики с присущим ему частеречным значением;
4) дать представление о признаках слов разных частей речи;
5) дать представление о грамматической форме слова.
Как реализуются Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке?
Функциональный принцип – Экстралингвистический принцип
При изучении морфологических признаков опираются на их соотнесение с фрагментами внеязыковой действительности. Н-р: категория числа сущ. соотносится с количеством объектов. (Но следует учитывать несоответствие: ножницы, листва; одуш-неодуш: кукла, снеговик, микроб, устрица.)
Структурно-семантический принцип
Связывает форму слова с ее значением. Основной объект морфологии – не слово в целом, а слово в определенном значении (ЛСВ).
Н-р: гений (свойство ума) – неодуш., гений (человек, свойство ума) – одуш.; живой (антоним к мёртвый) имеет полн и краткие формы, не имеет степеней сравнения, живой (подвижный) не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения.
Кроме того, здесь действует Принцип межуровневых и внутриуровневых связей – установление зависимости между единицами одного уровня (их изменение под влиянием друг друга); между единицами разных уровней (связь лексики и морфологии: лист-орган растения и плоский кусок металла, бумаги – листья, листы).
Частнометодические принципы изучения морфологии
Лексико-грамматический – сопоставление ЛЗ конкретного слова и общего значения слова как части речи. Используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, т.е. с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксических функций. При этом важно последовательное разграничение частеречного и синтаксического вопроса (в лесу – в чем? И где?) как залог правильного синтаксического разбора предложения.
Парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы;
Морфолого-синтаксический – сопоставление части речи и члена предложения.
Синтаксис изучает соединение слов в синтаксические конструкции на основе синтаксических связей.
Зачем изучается синтаксис в начальных классах? Одна из важнейших целей уроков рус.яз. в нач.шк. – формирование умения пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Это значит развить умение делить поток речи на законченные по смыслу и структурно оформленные единицы, вычленять предмет мысли, оформлять мысль интонационно, соединять слова в предложении по смыслу и грамматически.
(Образовательная ценность) Важность работы над предложением обусловлена и тем, что усвоение морфологии, лексики, орфографии осуществляется на синтаксической основе.
(Практическая ценность) Синтаксический анализ способствует развитию речи и мышления, выработке языкового чутья, формированию орфографических навыков.
Задачи изучения синтаксиса:
1) дать представление о (с/с – в некоторых программах) и предл. как основных единицах синтаксиса;
2) дать представление о членах предл. и средствах их выражения; о главных членах предл. (грамм. основе) и второстепенных членах предл.;
3) научить характеризовать предл. (по цели высказывания, по интонации, по кол-ву грамм. Основ, по наличию однородных членов);
4) показать связь синтаксиса с пунктуацией, научить оформлять предложения на письме;
5) научить правильно употреблять синтаксические конструкции в текстах разных функциональных стилей в устной и письменной речи. Это важнейшая практическая цель.
Таким образом, в работе над предложением выделяются направления:
1) формирование языковой компетенции (знание понятий и умение опознавать явления, анализировать их по определенным признакам);
2) формирование коммуникативной компетенции (навыки построения словосочетаний и предложений, их употребление в речи: вычленение предмета мысли, соединение слов по смыслу и грамматически, интонационное оформление высказывания);
3) формирование пунктуационных умений.
Синтаксис в школе изучается как основа пунктуационных умений и совершенствования культуры речи.
Частнометодические принципы изучения синтаксиса
Грамматический (Морфолого-синтаксический) – реализуется в регулярном сопоставлении (члена предложения и части речи). В анализе структуры предложения и средств выражения его членов. Сопоставление – универсальный прием.
Логический(смысловой, семантический) реализуется в анализе значения предложения (мысли). Играет важную роль при определении главного и зависимого слова в с/с, выделении главных и второстепенных членов предложения. Н-р: правильное смысловое понимание БСП необходимо для его верного пунктуационного оформления. В курсе синтаксиса изучаются различные правила пунктуации.
Интонационный принцип – сопоставление структуры и интонации.
Анализ интонации и правильное интонационное оформление синтаксических конструкций (н-р, использование перечислительной интонации при однородных членах) важно при изучении некоторых синт. тем. Установление отношений между интонацией и знаками препинания.
Работать нельзя отдыхать. Бабушка кричала (?) внучка капризничала. Он встал улыбаясь подошёл к трибуне. Пунктуация зависит от разного понимания смысла и от интонации.