Назначение и основные элементы передвижных электрических станций

Передвижной электрической станцией называется такая станция, конструкция которой обеспечивает ее перемещение на лю­бые расстояния без нарушения ее постоянной готовности к работе.

В не­которых специальных установках передвижная электростанция может ра­ботать даже в процессе транспортировки.

Передвижная электростанция имеет в своем составе следующие эле­менты:

Ø агрегат;

Ø щит управления;

Ø комплект кабельной сети;

Ø комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей;

Ø расходные материалы.

Кроме этого, в состав передвижной электростанции могут входить транспортное средство, комплект потребителей (ручные электрифициро­ванные инструменты, осветительные средства и т. п.) и зарядное устрой­ство. Возможны также случаи, когда в состав станции включаются одно­временно разные комплекты, обеспечивающие те или иные виды работ.

 

В агрегат входят следующие элементы:

v а) первичный двигатель;

v б) электрический генератор;

v в) рама;

v г) сочленение двигателя с генератором;

v д) каркас;

v е) капот.

v ж) вспомогательное оборудование, обеспечивающее работу агрегата.

Первичный двигатель и генератор должны быть укомплектованы все­ми необходимыми элементами, обеспечивающими их нормальную и авто­номную работу в заданных условиях. Их конструкции и технические дан­ные должны соответствовать требованиям, предъявляемым к агрегату.

На раме агрегата, являющейся весьма ответственным его элементом, устанавливается первичный двигатель и генератор, для чего предусматри­ваются специальные опоры, составляющие одно целое с основанием рамы. Кроме того, на раме могут быть опоры для радиаторов, щита управления, баков, аккумуляторной батареи, панели отбора мощности и т. п.

Как пра­вило, рама представляет собой металлическую конструкцию — литую или сварную (из стали швеллерного либо уголкового профиля, а также из труб).

Сочленение двигателя с генератором служит для передачи вращаю­щего момента от вала двигателя к валу генератора. Сочленение произво­дится при помощи эластичной муфты той или иной конструкции. В неко­торых случаях сочленение осуществляется посредством клиноременных передач или редукторов.

Кроме основных элементов агрегата, предусматривается вспомога­тельное оборудование, частично входящее в состав первичного двигателя (радиатор, глушитель и пр.), а также вспомогательные элементы самого агрегата (аккумуляторная батарея и др.).

Для обеспечения безопасности обслуживания агрегата и потребителей предусматривается заземляющее устройство, состоящее из винтовых или других заземлителей и системы проводов, электрически соединяющих все

 

Р и с. 20. Общий вид передвижной электростанции типа ЭСД-20-ВС:

1—первичный двигатель; 2—щит управления; 3—радиатор; 4—двух­осный прицеп

конструктивные элементы электрического оборудования агрегата с его рамой.

Щит управления конструктивно выполняется в виде панели управления и отдельных блоков с электрической аппаратурой.

В состав щита управления входят элементы, обеспечивающие:

§ управление двигателем и контроль за его работой;

§ регулирование напряжения и его стабилизацию;

§ контроль за работой генератора и измерение электрических величин;

§ защиту агрегата при ненормальных режимах;

§ сигнализацию;

§ освещение агрегата.

Щит управления в большинстве случаев устанавливается непосредственно на агрегате. Иногда щит управления выполняют съемным и помещают его за пределами агрегата. В общем случае щит управления следует рассматривать как один из главных элементов передвижной электрической станции.

К о м п л е к т кабельной сети обычно состоит из отдельных отрезков кабеля с полумуфтами, позволяющими соединять эти отрезки между собой и с ответвительными и распределительными коробками. Для передвижных электростанций используется шланговый кабель.

Комплект кабельной сети может быть различным, в зависимости от назначения станции. В отдельных случаях этот комплект состоит лишь из нескольких отрезков, но иногда в него входят несколько тысяч метров ка­беля.

Комплект запасных частей, инструмента и при­надлежностей (комплект ЗИП) передвижной электростанции со­стоит из комплектов ЗИП двигателя и генератора. Если в составе стан­ции имеются транспортные средства, электрифицированные инструменты и осветительные средства, то каждый из них также обеспечивается соот­ветствующим комплектом ЗИП. Очень часто эти комплекты имеют от­дельную упаковку.

Каждый комплект ЗИП включает:

§ запасные части тех элементов, срок службы которых меньше сро­ка службы данной станции;

§ инструмент, необходимый для обслуживания данной станции, со­гласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя;

§ принадлежности для обеспечения нормальной работы станции (ведра, масленки, воронки и пр.).

, В качестве вспомогательного имущества передвижных электростан­ций всегда предусматриваются шанцевый инструмент и огнетушитель.

Под расходными материалами понимают такие материа­лы, которые при нормальной работе станции расходуются систематически и должны периодически пополняться.

К расходным материалам любой передвижной электростанции отно­сятся:

ü топливо и смазочное масло для первичного двигателя;

ü смазка для подшипников электрических машин;

ü охлаждающая жидкость для первич­ного двигателя;

ü изоляционная лента;

ü стеклянная бумага для чистки код-лекторов электрических машин;

ü ремонтные материалы (припой, кани­фоль, сырая резина, бура и пр.).

К расходным материалам зарядных и зарядно-осветительных стан­ций относятся, кроме того, кислота или щелочь, дистиллированная вода, вата и ремонтные материалы для аккумуляторных батарей.

Для хранения необходимого минимума расходных материалов в ком­плекте передвижной электростанции предусматриваются соответствую­щие тара и укладочные места.

В зависимости от назначения, мощности, перевозимого комплекта имущества и условий применения, электростанция или оборудуется спе­циальным транспортным средством, входящим в ее комплект, или пере­возится при помощи любого транспортного средства.

Передвижную элект­ростанцию снабжают комплектом ручных электрифицированных инстру­ментов по дереву, металлу или грунту, если она предназначена для элект­рификация инженерных работ.

Количество инструментов и их перечень зависят от предполагаемых объемов работ.

Мощность передвижной электростанции принимают, исхо­дя из комплекта электроинструментов к организация производственного процесса. Если же имеется электростанция определенной мощности, то комплект подбирают тоже в зависимости от производственного процесса, но общее количество инструментов берут, исходя из располагаемой мощ­ности.

Комплект осветительных средств определяется назначением станции и ее мощностью. Если станция — осветительная, то общая мощность ламп должна составить 90—95% мощности станции . Количество светильников выбирают, исходя из результатов детального изучения возможных объектов освещения. после выявления особенностей объектов освещения, определения количества светильников и общей мощности ламп выбирается соответствующий агрегат для укомплектования станции.

Если осветительные средства необходимы для освещения мест производства инженерных работ, то комплект этих средств определяется размерами освещаемых пространств и характером выполняемых работ.

Зарядно-распределительные устройства зарядных и зарядно-ремонтных станций, как правило, монтируются вне агрегата, в отдельных ящи­ках. Зарядные устройства станций постоянного тока включают в себя рео­статы зарядно-разрядных групп для снижения выходного напряжения, ре­ле минимального напряжения и обратного тока, электроизмерительные приборы, аппаратуру защиты, выключающую аппаратуру, зажимы для присоединения аккумуляторов и питающий кабель. Зарядные устройства таких станций рассчитываются на использование всей мощности агрегата.

В комплекте некоторых станций переменного тока предусматривается зарядное устройство, питаемое переменным током. Такие устройства со­стоят из трансформаторов и блока селеновых выпрямителей.

Зарядное устройство, в зависимости от его типа, может быть снабжено разного рода регуляторами, приборами и т. д. Обычно зарядные устройства, вводимые в комплекты станций переменного тока, рассчитываются на зарядку неболь­шого количества аккумуляторов, главным образом на .зарядку стартерных аккумуляторов агрегата и автомобиля станции.