Погрешности гировертикалей

Погрешность от моментов трения в осях карданова подвеса. В осях карданова подвеса неизбежно существуют моменты трения, поэтому прецессия гироскопа под действием коррекционных моментов продолжается до тех пор, пока коррекционный момент больше момента трения. Движение гироскопа прекращается при равенстве этих моментов. Таким образом, из-за трения в осях карданова подвеса гировертикаль имеет зону застоя, которая зависит от величины момента трения в осях карданова подвеса и, естественно, от зоны нечувствительности маятниковой коррекции. Чем больше удельный момент, развиваемый коррекционными двигателями, тем зона застоя меньше. Слишком большой удельный момент приводит к значительным ошибкам на вираже. Для авиагоризонтов зона застоя обычно равна (0,5¸1)°.

Виражная погрешность. Когда ЛА совершает разворот с конечной угловой скоростью, то на маятник, кроме силы тяжести , еще действует центробежная сила , а, в случае полета с переменной угловой скоростью , также действует нормальная сила (рис. 16). В результате маятник устанавливается не по истинной вертикали, а по равнодействующей этих сил, т.е. по направлению вектора . На коррекционные двигатели поступают сигналы, и главная ось гироскопа устанавливается в положение кажущейся вертикали. Этот процесс происходит тем быстрее, чем больше удельные моменты системы коррекции. Hа вираже, в основном, неверно работает система поперечной коррекции.

Рис. 16

 

Как известно, , , , .

В современных гировертикалях и авиагоризонтах поперечная коррекция на виражах отключается специальным устройством.

Естественно, что и линейные ускорения ЛА, например, при увеличении скорости, также приводят к аналогичным ошибкам (рис. 12). Поэтому в авиагоризонтах отключается и продольная коррекция. При отключении коррекции гировертикаль работает в режиме «памяти». После окончания ЛА эволю­ции, связанных с ускорениями, система коррекции включается и приводит главную ось гироскопа в вертикальное положение, если за время работы в режиме «памяти» она отклонилась. Появляется ошибка у гировертикалей и за счет суточного вращения Земли, и за счет перемещения ЛА в полете относительно Земли, а также под влиянием трения в опорах карданова подвеса, остаточной несбалансированности гироскопа и ряда других причин, что приводит к отклонению направления вектора от положения истинной вертикали места (рис. 13).

На ЛА гироскоп авиагоризонта располагается таким образом, что ось внешней рамы ( - рис. 13) направлена параллельно продольной оси самолета, а ось внутренней рамы ( - рис. 13) - параллельно поперечной оси ЛА.