Омофоны
Тест 3 по теме "Фонетика" (+Обучающий тест "Классификация звуков речи - теория", Обучающий тест "Фонетические процессы - комбинаторные и позиционные изменения звуков - теория", Обучающий тест "Супрасегментный уровень языка - теория")
Выберите типы переднеязычных согласных по положению кончика языка:
-какуминальные
- дорсальные
- апикальные
- ретрофлексные
Какие аспекты звуков речи изучает каждый из указанных разделов фонетики:
-акустическая фонетика – изучает физические характеристики звуков речи
-перцептивная фонетика – изучает восприятие звуков речи, их обработку и оценку.
-артикуляторная фонетика – изучает строение и работу органов речи
Выберите термины, обозначающие типы переднеязычных согласных:
- кончик языка опущен вниз, передняя часть спинки языка сближается с зубами – дорсальные
- кончик языка загибается вверх и назад, смыкаясь с передней частью твердого неба – ретрофлексные
- весь край передней части спинки языка поднят к переднему небу, а спинка слегка прогнута – какуминальные
- кончик языка устремлен вперед – апикальные
Выберите термины, обозначающие типы согласных по соотношению шума и тона:
звуки образуются при помощи голоса и незначительного шума; тон преобладает над шумом - сонорные
звуки состоят из одного шума; голосовые связки в артикуляции не участвуют – глухие
звуки состоят из шума и тона, но шум преобладает - звонкие
Выберите признаки классификации гласных звуков:
- назализация
- ряд
- подъем
- длительность
- лабиализация
Выберите типы согласных по способу образования преграды:
- фрикативные
-смычные
-дрожащие
Выберите типы согласных по месту образования преграды:
-губные
-язычные
-фарингальные
-увулярные
-гортанные
По способу преодоления преграды смычные подразделяются на:
-взрывные
-аффрикаты
-проходные
Выберите термины, обозначающие этапы произнесения звука:
- подготовка органов речи к произнесению звука – экскурсия
- возвращение органов речи в нейтральное положение – рекурсия
- непосредственное произнесение звука – выдержка
Какие из перечисленных органов произношения являются активными?
-язык
-небная занавеска
-губы
-голосовые связки
Выберите термины, обозначающие типы гласных звуков по сложности артикуляции:
- качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции – дифтонгоид
- сложный гласный, возникший в результате слияния двух гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением – дифтонг
- гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью – монофтонг
Работа органов речи, направленная на производство звуков – артикуляция
Выберите синонимы термину «щелевые»:
-спиранты
- фрикативные
Назовите синоним термину «носовые»: назальные
Назовите синоним термину «боковые»: латеральные
Назовите синоним термину «смычно-щелевые»: аффрикаты
Назовите синоним термину «гортанные»– ларингальные
Назовите синоним термину «губно-губные»: билабиальные
Назовите синоним термину «язычковые»: увулярные
Назовите синоним термину «губно-зубные»: лабиодентальные
Назовите синоним термину «зубные»: дентальные
Назовите синоним термину «межзубные»: интердентальные
Выберите термины, обозначающие дополнительные артикуляторные признаки согласных звуков:
- дополнительный к основной артикуляции звука подъем задней части языка к мягкому небу – веляризация
- сопровождение взрыва (при произнесении смычных) трением (фрикацией) воздуха о связки – придыхание
- наличие гортанного взрыва при произнесении звуков – абруптивность
- наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, при которой средне-передняя часть языка поднимается к твердому небу – палатализация.
Выберите типы переднеязычных согласных по взаимодействию с пассивными органами:
- интердентальные
- передненебные
- дентальные
- альвеолярные
Округление губ при произнесении звука – лабиализация
Прохождение струи воздуха через носовую полость при произнесении звука – назализация
Какие из перечисленных органов произношения являются пассивными?
-зубы
- альвеолы
-десны
-твердое небо
Выберите признаки классификации согласных звуков:
- соотношение шума и тона
-палатализация
-место преграды
- способ преграды
-лабиализация
Выберите термины, обозначающие типы дифтонгов:
- оба составных элемента являются равноправными – равновесные
- слогообразующим является первый элемент дифтонга – нисходящий
- слогообразующим является второй элемент дифтонга – восходящий
Движение языка по горизонтали, степень продвинутости вперед или отодвинутости назад – ряд
Движение языка по вертикали – подъем
Выберите термины, обозначающие типы согласных по способу образования преграды
- органы речи, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха создает шум – фрикативные
- смычка, образованная органами речи, периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается- вибранты
- на пути струи воздуха органы речи воздвигают полную преграду – смычные
Качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции - дифтонгоид
Выберите синонимы термину «долготное ударение»:
-количественное
- квантитативное
Выделение слога из цепи слогов – ударение
Какие звуки являются наименее звучными (по шкале сонорности)? глухие смычные
Какие звуки являются самыми звучными (по шкале сонорности)? – гласные
Выберите акустические теории слога:
- слог – отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук с наибольшей звучностью
- слог – волна сонорности, вершину которой образует звук большей степени звучности, а склоны – меньшей
Выберите артикуляционные теории слога:
слог – минимальная артикуляционная единица речи
слог – минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения
слог – мельчайшая звуковая единица, которую можно произнести изолированно
слог – минимальная единица речевого потока
Выберите термины, обозначающие типы слогов (по звуковому строению):
заканчивается неслогообразующим звуком – закрытый
начинается с неслогообразующего звука – прикрытый
заканчивается сонорным согласным – полуоткрытый
заканчивается слогообразующим звуком – открытый
начинается со слогообразующего звука – неприкрытый
Слова, неспособные иметь собственное ударение, и поэтому примыкающие в потоке речи к другим словам – клитики
Если в языке ударение может падать на любой слог слова, то такое ударение называется – свободное
Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий функцию интонации:
- формирование и выражение синтаксических типов предложения – синтаксическая
- передача какого-либо содержания, выделение наиболее важного компонента – смыслоразличительная
- внешнее оформление коммуникативных единиц языка – организующая
Для каждой функции ударения выберите верное определение:
- словоформирующая – ударение обеспечивает цельность и отдельность слова путем выделения его интонационного центра
- словоразграничивающая – ударение служит показателем границы слова
- дистинктивная – ударение различает звуковые оболочки слов или словоформ
Согласно теории сонорности ядром слога является – звук большей сонорности
Выберите термины, обозначающие типы ударения по месту в слове
-фиксированное
-свободное
Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий компонент интонации:
- изменение высоты основного тона - мелодика
- сила произнесения, степень напряженности речевых органов – интенсивность
- выделение наиболее существенного слова – логическое ударение
- скорость произнесения - темп
- перерыв звучания, смена интонационных конструкций –пауза
- повторяемость чередующихся фонетических явлений – ритм
- специфическая окраска речи – тембр
выберите термины, обозначающие типы ударения по характеру выделения слога:
-долготное
-силовое
-музыкальное
Выберите синонимы термину «силовое ударение»:
-динамическое
- экспираторное
Выберите синонимы термину «музыкальное ударение»
-тоническое
-мелодическое
Выберите синонимы термину «долготное ударение»:
-Количественное
-Квантитативное
Если в языке ударение не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, то такое ударение называется – фиксированное
Отпадение конечного безударного гласного или безударного слога – апокопа
Выпадение безударного гласного или безударного слога в середине слова - Синкопа
Добавление звука в абсолютном начале слова – протеза
Расподобление звуков, в результате чего наблюдается утрата их общих (схожих) признаков – диссимиляция
Выпадение звуков в сложном сочетании звуков – диереза
Приспособление произнесения соседних гласного и согласного звуков – аккомодация
Утрата одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов в сложных словах – гаплология
Изменение артикуляционных и акустических характеристик гласного звука, вызванное слабой фонетической позицией в слове – редукция
Добавление звука в середине слова – эпентеза
Артикуляционное уподобление гласного звука гласному, или согласного звука – согласному – ассимиляция
Перестановка в слове звуков или слогов – метатеза
Гармония гласных; уподобление гласных суффиксов гласным корня – сингармонизм
Интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие –синтагма
Выберите термины, обозначающие разновидности редукции:
- полное исчезновение гласного в безударном слоге - полная
- изменение характера артикуляции звука - качественная
- сокращение времени артикуляции звука – количественная
Выберите термины, обозначающие типы ассимиляции:
- взаимодействуют рядом стоящие (соседние) звуки – контактная
- второй (последующий) звук влияет на предыдущий - регрессивная
- оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми – полная
- после ассимиляции звуки сохраняют различие - частичная
- первый (предшествующий) звук влияет на последующий - прогрессивная
- взаимодействуют звуки, находящиеся на определенном расстоянии (между ними стоят другие звуки) – дистактная
Выберите термины, обозначающие разновидности полной редукции:
-синкопа
-апокопа
Выберите термины, обозначающие позиционные изменения звуков в потоке речи:
-редукция
-оглушение звонкого согласного в конечной позиции
Обучающий тест "Классификация звуков речи - практические задания"
1.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): пир : мир = тёс : ?. – нёс
2.Укажите звук русского языка, зная его свойства – среднеязычный, фрикативный, сонорный –й
3.Если, стремясь произнести [б], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? в
4.Какое слово получится, если произнести звуки слова "ель" последовательно в обратном порядке? – лей
5.Если к правильной артикуляции [ш] добавить колебания голосовых связок, какой получится согласный? – ж
6.Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный - а
7.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): соты : соды = крушить : ?. – кружить
8.Какое слово получится, если произнести звуки слова "мог" последовательно в обратном порядке? – ком
9.Если, стремясь произнести [к], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? х
10.Укажите звук русского языка, зная его свойства – переднеязычный, сонорный, носовой – н
11.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): бок : док = пакт : ?. – такт
12.Укажите звук русского языка, зная его свойства – задний ряд, средний подъем, лабиализованный – о
13.Определите русское слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками: 1) согласный, переднеязычный, щелевой, шумный, глухой, твердый – 2) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой, твердый – 3) гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный – 4) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, звонкий, мягкий – 5) гласный, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный – 6) согласный, сонорный, переднеязычный, носовой, звонкий, твердый – 7) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый. – студент
14.Какое слово получится, если произнести звуки слова "лён" последовательно в обратном порядке? – ноль
15.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): ликом : лыком = Нил : ?. – ныл
16.Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – ы
17.Какое слово получится, если произнести звуки слова "ешь" последовательно в обратном порядке? – шей
18.Укажите звук русского языка, зная его свойства – шумный, переднеязычный, аффриката, глухой, твердый – ц
19.Укажите звук русского языка, зная его свойства – передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – и
20.Если, стремясь произнести [п], ошибочно заменить губную смычку на переднеязычную, какой получится согласный? - т
21.Если к правильной артикуляции [с] добавить колебания голосовых связок, какой получится согласный? - з
22.Если, стремясь произнести [к], ошибочно заменить заднеязычную смычку на переднеязычную, какой получится согласный? - ?
23.Какой согласный получится вместо [в], если к его артикуляции добавить подъем средней части спинки языка?-в’
24.Если, стремясь произнести [д], ошибочно опустить небную занавеску, какой получится согласный? –н
Обучающий тест "Фонология - теория"
1.Если два акустически (или артикуляторно) сходных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то это (назовите термин Н.С. Трубецкого) комбинаторные варианты одной фонемы
2.Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, меняя при этом значение слова или искажая его до неузнаваемости, то это … (назовите термин Н.С. Трубецкого) реализации двух разных фонем
3.Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то это … (назовите термин Н.С. Трубецкого) факультативные варианты одной фонемы
4.Для каждого термина Н.С. Трубецкого выберите соответствующий термин, принадлежащий представителям Американского структурализма:
факультативные варианты одной – свободное варьирование
реализации двух разных фонем – контрастная дистрибуция
комбинаторные варианты одной фонемы – дополнительная дистрибуция
5.Для каждого определения фонемы выберите соответствующего лингвиста:
кратчайший элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями – Щерба Л.В.
фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука – Бодуэн де Куртенэ И.А
кратчайшая часть фонологической оппозиции – Трубецкой Н.С.
6.Для данных определений выберите соответствующие термины (правила выделения фонем по Н.С. Трубецкому):
два акустически (или артикуляторно) сходных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции – комбинаторные варианты одной фонемы
два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова – факультативные варианты одной фонемы
два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, меняя при этом значение слова или искажая его до неузнаваемости – реализации двух разных фонем
7.Как называется оппозиция, в которой один член характеризуется наличием, а второй отсутствием признака?