Задачи культурологии как науки

Задачами культурологии как науки являются: прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития; анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий; поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) человеческой личности. Задача культурологии как научной дисциплины состоит в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию иных, существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей.

Будучи органично вписанной в круг социально-гуманитарных наук, культурология тесно взаимодействует с такими из них, как социология, психология, антропология, история, философия и др. Поэтому культурологии присущи способность интегрировать социальное и гуманитарное знание; обобщать усилия истории, философии, языкознания, регионоведения и других наук на изучение бытия человека и общества; создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.

Поставленные задачи предполагают решение, по меньшей мере, следующих фундаментальных проблем:

· Анализ культуры как системы культурных феноменов

· Выделение типов связей между элементами культуры

· Исследование типологии культур и культурных единиц

· Разрешение проблем социокультурной динамики

· Исследование культурных кодов и коммуникаций

· Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития

Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука способна содействовать развитию физической, материальной и социальной культуры людей; преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего; нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры.

Сегодня, когда фактором становятся равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, как и любой другой дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования в России. Именно бурное развитие смежных дисциплин, работающих с культурным материалом, определило постепенное формирование круга исследовательских проблем, связанных именно с культурой, и, соответственно, формирование адекватной этим проблемам научно-исследовательской практики и дисциплины.

Такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки, техники, политической деятельности, религии, искусства), но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории.

1.3. Структура культурологического знания

Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологий, научных школ и т.д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.

Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общественного осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии и культурологической науки. Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.

В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук, но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:

1. историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т.е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);

2. исследования религиозного аспекта культуры;

3. культурологические аспекты лингвистики, семиотики, искусствоведения и эстетики.

В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации в различных культурах. Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами. В соответствии со своим названием она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т.е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.

Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность.

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1. культуру на историческом и теоретическом уровне;

2. категориальный аппарат данной науки;

3. функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1. прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2. разработка социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3. управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др.

Известный отечественный культуролог А.Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокульутрными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д. Большое значение для культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление, изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.