Изобилующие и недостаточные глаголы

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет –махает, кудахчет – кудахтает, каплеткапает, связует – связывает, движет – двигает и т.д.

Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на –aj- (т.е. глаголы 1-го класса): играть – играю, думать – думаю, считать – считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет – махает, мечет – метает и т.д.

Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает – машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает – хлещет первая форма просторечная, а вторая – нейтральная; в паре двигается – движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает –

мечет равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: "Спортсмен метает копье", но: "Рыба мечет икру".

Варианты в паре связывает – связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении – "соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь": "Дружба связует континенты". Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает – нейтральное, а устаревшее книжное связует придает речи оттенок патетичности. Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы

называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.

Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:

1) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть,

шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;

2) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе:

осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при

употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: "Я таю, жертва злой отравы" (П.); "Что это у вас яйца наполовину битые?"– "Почем я знаю! – весело

отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь" (газ.)

 

 

27. Трудные случаи и варианты координации сказуемого с подлежащим.

 

При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть), сказуемое может стоять как в ед.ч. (грамматическое согласование), так и во мн.ч. (смысловое согласование):

Ед.ч.

1) Сказуемое ставится в ед.ч., если необходимо подчеркнуть совместность действия и пассивность подлежащего.

2) Когда при сущ. В собирательном значении нет зависимых слов – согласование только в ед.ч. (большинство проголосовало).

3) Когда есть зависимое слово, но оно тоже стоит в ед.ч. (большинство класса) – согласование только в ед.ч. Но при обратном согласовании, когда согласуем сказуемое не с подлежащим, а с именным составным сказуемым (большинство группы были командированные/приезжие).

4) Краткое страдательное причастие употребляется обычно в ед.ч., когда нужно подчеркнуть пассивность подлежащего (в статье допущен ряд недостатков).

Прим.: Если слово ряд – ограниченная группа - согласование в ед.ч. (ряд моделей имеет…) Если слово ряд – некоторое неопределенное кол-во – согласование во мн.ч.

5) Обычно сказуемое, стоящее перед подлежащим, мы ставим в ед.ч. (Его опередило несколько спортсменов)

6) Только в ед.ч. мы ставим сказуемое, если оно указывает на наличие, фактическое существование. ( В стране издается 2000 журналов)

7) Подлежащее со значением приблизительного кол-ва, выраженное сочетанием слова около и существительным с каким-то определенным кол-ым значением, согласуется в ед.ч.

Мн.ч.

1) Отдаленность друг от друга подлежащего и сказуемого. (Ряд политических партий и движений требуют пересмотра выборов.)

2) Если при препозитивном подлежащем есть причастный оборот или придаточное или причастие, которые стоят во мн.ч. (…., посетившие…)

3) Если при собирательном сущ. Есть неск. управляемых слов в Р.П.)

4) Если в предложении есть однородные сказуемые. (выполнили, сказали, подготовили…)

Мн.ч. подчеркивает активность и раздельность действий каждого действующего лица.

Сказуемое при подлежащем - в количественном именном сочетании

1) Ед.ч. будет подчеркивать совместность действия. (Пять туристов отправилось в поход)

2) Мн.ч. подчеркивает раздельность действия.

3) Только в ед.ч. мы согласуем подлежащее и сказуемое, если подлежащее обозначает меру, вес, пространство, время (Прошло сто лет).

Но: прошли пять минут – смысловое согласование (выделяется каждая минута)

4) Если в составное подлежащее входит 2,3,4, двое, трое, то сказуемое согласуется во мн.ч., но если подчеркивается значение бытийности, существования, то можно использовать ед.ч. (2 царства стояло)