Я не видел реки великолепнее Урала
Повеств.,
Невоскл.,
Простое,
Двусоставное,
Распространенное,
Полное
Морфологический разбор имени существительного
В предложении «Книга - наш учитель» (предложение записано на доске, ученики записывают предложение в тетради) слово книга является каким членом предложения? (подлежащее) А какая это часть речи? (существительное). Давайте вспомним, как делается морфологический разбор имени существительного.
План морфологического разбора имени существительного (стр. 342):
1. Общее грамматическое значение (предмет).
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные морфологические признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевленное или неодушевленное,
- род,
- склонение.
4. Непостоянные морфологические признаки:
- число,
- падеж.
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Предполагаемый ответ ученика (один ученик выходит отвечать к доске, остальные оформляют разбор существительного в тетрадях, после того, как ученик закончит отвечать у доски, его одноклассник зачитывает то, что у него записано в тетради):
Книга - существительное.
Во-первых, оно обозначает предмет: (что?) книга. Начальная форма - книга.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в именительном падеже, в единственном числе - это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является подлежащим.
Письменный разбор:
1. Книга - сущ., предмет. (Что?) книга.
2. Н. ф. - книга.
3. Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.
4. Непост.: в им. п., в ед. ч.
5. Книга(подлежащее) – наш учитель.