Простое,

Двусоставное,

Повеств.,

Невоскл.,

Распространенное,

Ничем не осложнено

Схема)

Ребята, что мы вспомнили? Какие умения закрепили? (Вспомнили и закрепили разбор простого предложения, вспомнили части речи и части предложения) Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Сегодня тема нашего урока «Части речи и члены предложения»

Морфологический разбор имени существительного

А теперь я предлагаю вам сделать разбор частей речи. После чего вы должны будете четко сформулировать, что такое части речи и для чего мы делаем данный вид разбора.

В предложении «Книга - наш учитель» (предложение записано на доске, ученики записывают предложение в тетради) слово книга является каким членом предложения? (подлежащее) А какая это часть речи? (существительное). Давайте вспомним, как делается морфологический разбор имени существительного.

План морфологического разбора имени существительного (стр. 342):

1. Общее грамматическое значение (предмет).

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные морфологические признаки:

- собственное или нарицательное,

- одушевленное или неодушевленное,

- род,

- склонение.

4. Непостоянные морфологические признаки:

- число,

- падеж.

5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Предполагаемый ответ ученика (один ученик выходит отвечать к доске, остальные оформляют разбор существительного в тетрадях, после того, как ученик закончит отвечать у доски, его одноклассник зачитывает то, что у него записано в тетради):

Книга - существительное.

Во-первых, оно обозначает предмет: (что?) книга. Начальная форма - книга.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в именительном падеже, в единственном числе - это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

1. Книга - сущ., предмет. (Что?) книга.

2. Н. ф. - книга.

3. Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.

4. Непост.: в им. п., в ед. ч.

5. Книга(подлежащее) – наш учитель.