Виды и направления объединений компаний. Проблема слияний и поглощений в современной экономике

Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Существуют определенные различия в толковании понятия “слияние компаний” в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

В соответствии же с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

За рубежом понятия “слияния” и “поглощения” не имеют такого четкого разграничения, как в нашем законодательстве.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путемскупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов объединения.

Слияния и поглощения компаний могут порой обеспечивать экономию, полученную за счет централизации маркетинга, например, через объединение усилий и придание гибкости сбыту, возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов, использовать общие рекламные материалы.

Возможны следующие организационные формы слияний и поглощений компаний:

- объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров компаний, которые участвуют в сделке (уставы корпораций и законы иногда устанавливают более высокую долю голосов, необходимых для одобрения сделки);

- объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что создается новое юридическое лицо, которое принимает на свой баланс все активы и все обязательства объединяемых компаний. Для применения такой формы, также как и для предыдущей, необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров объединяемых компаний;

- покупка акций компании либо с оплатой в денежной форме, либо в обмен на акции или иные ценные бумаги поглощающей компании. В этом случае инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе. Одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании в этом случае не обязательны;

- покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.

 


2.23. Международная интеграция и транснационализация бизнеса как основа глобализации современной экономики

Развитие интеграционных процессов является важнейшей ха­рактеристикой современного мирового хозяйства. Под глобализацией понимают интеграцию стран мира, интернационализацию ведения хозяйственной деятельности. Основным проводником, которой являются транснациональные и многонациональные корпорации. Глобализация и международная интеграция как его основа протекает на двух уровнях

• общепланетарный масштаб интернационализации мировой экономики как логичный результат постоянно расширяющегося взаимодействия национальных экономик;

• универсализация экономической жизни, которая, под влия­нием обмена знаниями, товарами, культурными ценностями, все более тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям.

С концептуальной точки зрения международная экономичес­кая интеграция полностью вписывается в те две взаимосвязанные и взаимодополняемые, но в то же время взаимно противоречивые тенденции, которые характерны для современной мировой экономики. Речь идет о глобализации экономической деятельности, с одной стороны, и регионализации этой деятельности, т.е. созда­нии региональных экономических блоков, — с другой.

Развитие Европейского союза и последующее дополнение его Европейским валютным союзом — самое яркое проявление второй тенденции.

В настоящее время интеграционный процесс отчетливо прослеживается в трех крупных регионах:

а) Западная Европа — континентальная европейская интеграция;

б) Северная Америка — атлантическая интеграция;

в) Тихоокеанский регион (Япония—Австралия, США—Канада-Мексика, страны АСЕАН), где интеграционный процесс имеет свои особенности по характеру экономических и политических связей. При этом, с одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой – экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции.

Интеграционные процессы интенсивно развиваются и в системе развивающихся стран. В настоящее время насчитывается более десятка различных региональных экономических группировок таких стран.

Развитие интеграционных процессов наметилось на постсовет­ском пространстве, в рамках СНГ. Для развития интеграционных процессов государств СНГ сущест­вует ряд объективных предпосылок, среди которых историческое значение имеет сохранившаяся производственно-технологическая, культурная, языковая сущность, единая система образования, ин­формационная система, научно-исследовательская сфера, взаимо­дополняемые природные ресурсы и т. д. Кроме того, на Россию все еще приходится значительная часть внешнеэкономических связей государств СНГ, а прошедшие годы реформ показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна.

Инвестиции и поглощения, равно как и заключение стратегических союзов, проходят сквозь национальные барьеры. Фирмы осуществляют практику размещения своих финансовых ресурсов в любой части мира, которую они находят наиболее привлекательной. Многонациональные компании в настоящее время используют производственные цепочки, охватывающие многие страны. Сырье и материалы могут поступать из двух разных стран и собираться в третьей, а их маркетинг и распределение – осуществляться еще где-либо. Рынки товаров и услуг становятся глобальными. Возникли мировые товарные знаки – такие как “Panasonic”, “Coca Cola”, “Mercedes Benz” и д.р., которые известны и узнаваемы по всему миру. И хотя движение товаров, услуг, идей и капитала через национальные границы – явление не новое, резкое ускорение этого движения в последнее десятилетие представляет собой качественно новое обстоятельство. По данным исследования компании KPMG, за первое полугодие 2000 года объем международных операций по слияниям и поглощениям стал рекордным. Их общий объем на конец июня 2000 года составил 643 млрд. долларов США, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года (за весь 1999 год – 403 млрд. долларов США).

Мир перестал быть набором относительно автономных и слабосвязанных между собой экономических субъектов, территорий, местностей, на которые события происходящие в других регионах мира, в принципе не влияют. Информация и идеи сегодня доступны в любом уголке земного шара, достаточно лишь нажать кнопку.

Международный экономический порядок превращается в высоко интегрированную, объединенную электронными сетями глобально-системную целостность. Функционирование и развитие, которой будет определяться все более тесным взаимодействием, взаимосвязанностью, взаимообусловленностью ее подсистем - глобальных экономических субъектов. Связи между ее элементами настолько тесны, что решения потребителей, скажем в Лондоне или Токио, становятся информацией, которая почти мгновенно сказывается на производстве и дизайне товаров, производимых по всему миру.

В совокупности эти изменения определяют становление начальной стадии развития глобальных рынков. Даже фирмы, которые упорствуют, обслуживая, свои местные или национальные рынки, подвергаются воздействию растущей интернационализации бизнеса, поскольку их конкуренты или поставщики могут быть на другом конце света. Это означает, что способность действовать на глобальных рынках является всеобщей ценностью.