Человек как личность в системе социогенеза

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом.

Будучи изъяты из системы мира человека, социальные системные качества любой вещи исчезают. В определённых ситуациях эти же объекты могут становиться носителями интегральных, сверхчувственных системных качеств, которые утрачивают связь с природным материалом. Шляпа Раскольникова как улика. Деньги не стоят столько, сколько на них написано. Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида. Сверхчувственными системными качествами обладает личность человека в системе общественных отношений. Такого рода системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, в больших и малых социальных группах – семье, этнической общности или классе. В этом смысле сущность человека в общественной социальной системе лежит вне его как биологического индивида.

Это всё был структурно-функциональный аспект. Есть еще один – системно-исторический-отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Во все исторические эпохи чел выполнял в семье определенные функции (они заданы ей как функциональной подсистемой). Однако конкретно-историческое содержание этих функций с течением времени менялось. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

 

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни». (1) Дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе и (2) провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

Характерные черты категории «образ жизни»:

1. "Социально-исторический образ жизни" выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему "заданы" и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности. Пространство выбора в социально-историческом образе жизни регламентируется прежде всего через возможность выбора той или иной деятельности. Особенности социально-исторического образа жизни не автоматически, сами по себе определяют развитие личности, а опосредствуются следующими моментами:

A. отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности;

B. оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее инди- видных свойств (задатков, темперамента и т. п.);

C. мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек.

3. Социально-исторической образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. Каждый социально-исторический образ жизни имеет свой «образ ценностного будущего». Пример с изобретением потребностей (пока айфона не было, его никто не хотел)-Но стоило их изобрести, и мы оказались в их власти».

 

Спектр проблем изучения личности в социогенезе:

1. Изучение социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества, на оси "исторического времени".Уже сама постановка этой проблемы приводит исследователей к изучению возникновения феномена личности и его значения в истории развития общества; разработке представлений об историческом характере кажущихся порой вечными возрастных периодизаций - детства, юности и т.п.; исторической обусловленности ритма смены разных сфер жизнедеятельности (игры, труда, досуга) и т.п.

2. Изучение развития личности в разных культурах "социального пространства" данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры.Анализ этой проблемы дает возможность выявить конкретное содержание функционально-ролевых качеств личности, избежать смешения стереотипов культуры со свойствами индивидуальности и, главное, обнаружить закономерности развития личности в процессе развития тех или иных социальных групп. Здесь решает социальная психология и этнопсихологические исследования.

3. Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах. Проблемы перехода от содействия в онтогенезе к самоконтролю поведения личности, о превращении "только знаемых" идеалов и ценностей образа жизни в смыслообразующие мотивы поведения личности. Эти вопросы удается решить на основе исследований механизмов социализации как интериоризации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка и со взрослыми, и со сверстниками.

 

В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для нее цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности. -> вопросы о соотношении социальных и межличностных отношений, о механизмах усвоения личностью общественно-исторического опыта. Отказ от навеянного двухфакторными теориями механистического рассмотрения межличностных отношений как расположенных «над», «под» или где-то «вне» общественных отношений (Г.М. Андреева). В этих концепциях человек, как правило, занимает положение центра мира, вокруг которого на разных орбитах располагаются различные пласты культуры и общества.

Для того чтобы проанализировать, как индивид вовлекается в социальные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, например, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между «руководителями вообще» и «подчиненными вообще» – это одна плоскость изучения личности; исследование «нормативно-ролевых» отношений между участниками совместной деятельности – вторая плоскость; изучение отношений между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, – еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах «роль-для-всех» («квазипсихологический» уровень анализа), «роль-для-группы» («интерпсихологический» уровень анализа), «роль-для- себя» («интрапсихологический» уровень анализа).

 

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Персоногенез — процесс развития индивидуальности личности, в которой личность предстает как субъект выбора. Получается, персоногенез — это жизненный путь, состоящий из личностных выборов.

 

А. Н. Леонтьев об индивидуальности:

На рубеже превращении личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего в ходе его первоначального формирования нормы и ценности социальной культуры, то есть функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъекта социальной группы коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе, тем чаще сталкивается личность с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами.

Вледствие изменения механизма формирования личности прошлые события фактически перестают выступать для личности как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений и действий, и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, другое, наоборот, наполняется новым смыслом. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».

Изучая человека как субъект выбора, исследуют то, как личность преобразует, творит действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности.

При анализе человека как индивидуальности рассматриваются проблемы воли и характера, способностей и одаренности.

Надо рассматривать проявления индивидуальности личности в особой проекции – проекции личности как субъекта выбора, а не через отдельные, вырванные характеристики (воля, способности и тд).

2 вида проявлений индивидуальности:

1) продуктивные проявленияте процессы активности, в которых человеку приходится

осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями,

• отыскивать либо создавать приемы и средства для овладения своим поведением,

• использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

 

+ те преобразования, те «личностные вклады» (В.А. Петровский), которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.

 

Т.е. это своего рода «личностный вклад» — преобразование себя и других (что, как правило, нерасторжимо одно от другого).

 

2) инструментальные проявленияхарактер и способности.

При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни человека, то характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов.

Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

 

Индивидуальность в целом понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые

• присваиваются в ходе жизни в обществе,

• обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей

• обеспечивают овладение поведением в ситуации борьбы мотивов;

• воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Индивидуальность отстаивают.

________________________________________________________________________________