Проблема 1. Межкультурная коммуникация и диалог культур. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

Модернизация личности происходит в условиях межкультурной коммуникации. Средства связи и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам, называется межкультурной коммуникацией. Понятие впервые сформулировано в работе Г.Трейгера и Э.Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954).

Освоение другой культуры, взаимодействие с чужой культурой называется аккультурацией. Основные формы аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.

Ассимиляция – человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих.

Сепарация или сегрегация – отрицание чужой культуры, изоляция при сохранении идентификации с родной культурой. Если на такой изоляции настаивает господствующая культура, то это называется сегрегацией.

Маргинализация – пограничная культура, потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентификации с культурой большинства.

Интеграция– идентификация как со старой, так и с новой культурой. Раньше полагали, что наилучшая стратегия аккультурации – полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации считается – интеграция, формирующая бикультурную или мультикультурную личность.

Результаты аккультурации – долговременная адаптация к жизни в чужой культуре имеет 3 аспекта: психологическая адаптация ( удовлетворенность в рамках новой культуры), социокультурная адаптация ( умение свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе), экономическая адаптация (наличие работы, удовлетворенность ею, уровнем своих профессиональных достижений, своим благосостоянием). Диапазон адаптации – от успешного приспособления до полной неудачи.

В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить выработке принципов и норм культурной идентичности не конфронтационного типа.

Толерантность – терпимость и уважение к другой культуре, уважение равенства, отказ от насилия и доминирования, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, понимания, сочувствия, взаимодействия с представителями других культур.

В межкультурных конфликтах проявляется и интолерантность.Интолерантность – нетерпимость к другой культуре в форме: оскорбление, насмешки, пренебрежение; негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки; этноцентризм (превосходство этноса); дискриминация, расизм, национализм, фашизм, эксплуатация; ксенофобия (неприязнь к иностранцам); осквернение религиозных и культурных памятников; изгнание, сегрегация, репрессии; религиозные преследования.

На макроуровне этнический уровень взаимодействия культур имеет двойственные тенденции. Этническое взаимодействие может привести в разным формам объединения (ассимиляция, интеграция), так и разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация).

Ассимиляция – процесс поглощения одной культуры другой. В Киевской Руси финно-угорские племена были ассимилированы древнерусским этносом.

Интеграция – взаимодействие внутри государства или региона разных этносов в хозяйственной, политической, культурных сферах, при котором у них появляются элементы общего самосознания, но при этом народы и культуры сохраняют свою самобытность.

Транскультурация разделение этносов. Английские протестанты, переселившиеся в Северную Америку, основали североамериканский этнос со специфической культурой.

Геноцид уничтожение одним доминирующим этносом другого.

Сегрегация изоляция народов и культур (расовая, еврейская, цыганская).

Этноцентризм– установка на превосходство одного народа и культуры над другими.

Расизм теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой (европеоидной, монголоидной, негроидной по наследственным физическим признакам, цвету кожи, глаз, волос).

Ксенофобия форма предрассудка, неприязнь ко всем иностранцам.

Сводная таблица