Методы изучения информационных потребностей

Существующие методы изучения информационных потребностей могут быть разделены на две группы:

1). " Косвенные" - базируются либо на изучении мнения людей, являющихся специалистами в той или иной предметной области, об их потребностях на основе запросов, либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т.п. Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит либо на основе их представления о своих потребностях, либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации. Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу.

2). « Прямые» – основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.

20.Основные противоречия, с которыми сталкиваются фирмы в процессе организации коммерческой деятельности на рынке информационных продуктов и услуг.

ряд противоречий:

во-первых, противоречие между существующей информационной потребностью потенциальных клиентов фирмы и возможностью удовлетворить их;

во-вторых, противоречие между тенденцией к увеличению доли неосознанных информационных потребностей потенциальных клиентов фирмы и практическим отсутствием методик изучения этих потребностей;

в-третьих, противоречие между реально существующими осознанными информационными потребностями и отсутствием финансовых возможностей у потенциальных клиентов для удовлетворения таких потребностей посредством обращения в специальные фирмы.

 

 

21.Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

Рынок информационных ресурсов необходимо рассматривать как совокупность рынков, на которых происходит производство, передача, обмен и использование информационных ресурсов между производителями и потребителями при помощи посредников на основе спроса и предложения. В таком аспекте в структуру рынка информационных ресурсов включаются рынок информации, рынок человеческого капитала и рынок информационно-телекоммуникационных технологий.

 

22. Что является основой разработки системы маркетинговых исследований фирмы? Сущностные характеристики системности маркетинговых исследований.

Системаопределяется как совокупность информационных и материальных объектов, необходимых для решения проблем совершенствования коммерческой деятельности фирм сферы информационного бизнеса, а также средств и способов преобразования и использования информационных ресурсов и методов организации профессиональной деятельности специалистов в процессе удовлетворения информационных потребностей клиентов.

Таким образом, система маркетинговых исследований строится посредством:

1. Анализа рынка информационных услуг и продуктов с позиций:

изучения информационных потребностей потенциальных клиентов и возможностей конкурентов удовлетворить эти потребности;

определения направленности информационных потребностей клиентов и оптимальной системы средств удовлетворения этих потребностей.

2. Анализа внутренних возможностей фирмы с позиций:

средств реализации целей деятельности фирмы;

определения технологических особенностей предоставления информационных услуг;

анализа адекватности информационно-методического обеспечения процесса предоставления информационно-аналитических услуг с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов.