VI. Рациональность в постнеклассической науке

Постмодернизм, как новый лик культуры, провозглашает плюрализм. Постмодернистская культура отказывается от ориентации на какие-либо стандарты и оставляет открытым "культурный дом".

Постнеклассическая наука является, с одной стороны, закономерным феноменом внутринаучной истории, а с другой, одним из аспектов культурной динамики, в частности, постмодернизма. В силу такого своего положения постнеклассическая наука оказалась средоточием противоречивых тенденций: сохраняется традиционная устремленность науки к рациональному знанию и проявился постмодернистский плюрализм и отказ от всяких стандартов. Такое положение науки - ядра западноевропейской культуры, обостряет споры по поводу современной научной рациональности. В горниле этих споров выплавляется та форма рационального знания, которая позволит в дальнейшем упорядочить бесконечное многообразие в сфере культуры. В этой связи обсуждение новой научной рациональности представляется не только важной методологической проблемой, но и метафизической, связанной с поисками новых смыслов бытия.

Эпистемология Нового времени носила сугубо рациональный характер. Ее фундаментальная проблема - источников знания, представленная в борьбе эмпиризма и рационализма, являет собой, по сути, лингвистическую проблему, поскольку вся проблематика смещена рационалистически, эмпиризм - не более как двойник рационализма: факты подвергаются "цензуре разума" (И. Кант). Рационализм Нового времени исходит из того, что в разуме существуют некие изначальные образования, которые не нуждаются в каком-либо обосновании и могут служить отправным пунктом для обоснования прочих знаний. Эти начала существовали до всякого опыта и от него независимы. Сущность нового рационализма состоит в признании человеческого разума законополагающим. Характеризуя эти перемены, М. Хайдеггер писал, что человек теперь сам задает меру сущему, сам от себя и для себя определяя, что вправе считаться сущим. Вопрос, что такое сущее, превращается в вопрос о безусловном, непоколебимом основании истины. Это превращение и есть начало нового мышления, в силу которого эпоха становится новой, а последующее время - Новым временем. Ставится под сомнение позиция метафизики как науки о разуме. Рациональность начинает принадлежать методу - измерению.

Бытие разума, начиная с Нового времени, также исторично, выделяют следующие периоды рационализма: классический, просветительский, гегелевский, неокантианско-позитивистский. В классическом рациональность рассматривается как измерение. Эпоха Просвещения - эпоха доверия разуму, не требующая обоснований и доказательств. Рациональность тождественна разумности, проявляющейся в образованности. Просвещенческий разум обнаруживает свою несостоятельность перед лицом буржуазной французской революции.

Гегелевский рационализм - это логический рационализм, рационализм, но не в формально-логическом смысле. Разум у Гегеля оказывается стоящим вне людей и над людьми - абсолютный разум.

Третий этап европейского рационализма - позитивистский, ориентирован на развитие естествознания. Здесь вера в разум не только уступает место вере в естественнонаучный разум, но более того, собственные структуры разума ищутся в логических схемах науки. Позитивистская трактовка рациональности - логичность и непротиворечивость. Общая тенденция динамики европейского рационализма - движение от Разума всеобъемлющего к разуму научному

Можно говорить о формировании в современном научном мировоззрении новой научной картины мира, в которой одной из фундаментальных составляющих является идея глобального эволюционизма. Она выступает как организующее начало, стержень научного представления о мире как универсальном процессе. Важно, что в основанной на идее глобального эволюционизма картине мира, познающий субъект не противостоит объективной реальности, а понимается как часть этой реальности. Человек - фактор эволюции, участник процесса и, как обладающий разумом и способный направлять и осознавать эволюцию, ответственен за нее.

Следует выделить систему категориальных смыслов, которая задает новую целостную модель мира. В категориальной сетке постнеклассической картины мира выделяются такие понятия как нелинейность, необратимость, неустойчивость, самоорганизация, сложность, разнообразие, коэволюция, которые если и применялись для описании мира в классической и неклассической науках, то не имели ключевого значения. Например, раньше эволюция трактовалась как результат приспособления, сегодня эволюция, а точнее, коэволюция определяется тремя факторами: приспособление, разнообразие, прогресс. Изменчивость, как черта процесса, дополняется постоянством.

Приобрели новый смысл такие фундаментальные понятия, как пространство, время, материя, сознание. Вместо представления пространства в виде совокупности близлежащих точек, элементов, атомов, пространство воспринимается как функциональная или системная структура. Отвергнуто представление об универсальности не только пространства, но и времени. Обращается внимание на особую актуальность категории "время" в современной естественнонаучной картине мира. Постигается время, как время бытия, исключительно путем исследования конкретных процессов движения и развития. Поэтому мир уже не рассматривается как своеобразный музей, в котором каждый бит информации сохраняется, мир - это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру. Можно заметить, что понятие "мир", все чаще замещается понятием "Универсум", обозначающим единую многообразную субстанцию, в которой материя и сознание - суть крайние состояния.

Материя и сознание не противопоставляются друг другу, а скорее выступают как взаимодополнительные. Сознание рассматривается как феномен космического порядка, развертывающий в ходе глобальной эволюции свои творческие возможности.

 

Для нового этапа развития науки характерно:

а) снятие субъектно-объектного дуализма, в результате уходит со сцены науки "абсолютный наблюдатель", всевозможные принципы запрета, налагаемые субъектом на природу. Наступает эпоха диалога, и именно с того момента, когда субъект и объект принимаются в их равной ипостаси. Гуманизация знания, фиксируемая в новой науке, не означает отказ от объективности, природа как бы проговаривает себя через человека;

б) постнеклассическая наука характеризуется экологизацией мышления, разрушающей миф о всесилии науки, иным способом объяснения мира, где истина конструируется, а не предстает как слепок объекта;

в) происходит переход от статического структурно-ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс.

 

- Истина в современном естествознании толкуется не как слепок объекта, а как характеристика способа деятельности познающего субъекта с объектом.

- Главной чертой современного идеала научности является высокая социально-практическая ориентированность.

Формирование новой рациональности связано с такими реальностями, как экологический кризис и глобальный кризис современности. Появляются совершенно новые типы знания, такие как глубинная экология, которая ориентирует на развитие экологической чувствительности через сознательную трансформацию сознания. Глубинная экология - это не теория, не система знаний в привычном смысле, это путь, практика взаимодействия с миром через расширение собственного сознания. Вопрос о новом типе рациональности, учитывающем такие свойства реальности как нелинейность, открытость, необратимость, неравновесность и др., ставится в контексте синергетической парадигмы. "Необходим переход к иной, постнеклассической рациональности", которая ориентировала бы не на объяснение, а на понимание, на диалог.

Эволюционно-синергетическая парадигма включает человека не только как природное существо, не только как часть экспериментальной ситуации, но и как цель. Проблема выживания создает ситуацию, в которой естествознание и социальные науки объединяются. Это происходит и в самосознании науки, единое целое составили философия и социология науки. Постнеклассическая рациональность явно аксиологически ориентирована. Конкретизация этой тенденции дело ближайшего будущего.