I. Истоки, основные черты и тенденции постнеклассической науки

С 70-х годов ХХ века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков, сменяется постнеклассической наукой. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой, или наукой Нового времени.

Он характеризуется:

- повышением субъективности,

- гуманистичности,

- самокритичности,

- пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность.

В классическом типе научности критерии научного познания таковы, что внимание исследователя сосредотачивается на характеристике объекта при элиминации всего того, что связано с субъектом.

Неклассическая рациональность учитывает соотнесенность характеристик объекта и средств познания, используемых субъектом.

Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми установками познающего субъекта.

 

Среди отечественных авторов один из первых систематизировал черты постнеклассической науки В. С. Степин, выделив следующие признаки постнеклассического этапа:

1.изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.);

2.распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ;

3.повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей;

4.изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы;

5.включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений;

6.использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции.

 

В итоге, в "науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации" как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении.

В основу этих философско-методологических поисков положены реальные феномены становящейся науки. В исследованиях И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны и др. формируется эволюционно-синергетическая парадигма. Ф. Капра говорит о парадигме системности, представленной работами Дж. Чу, Г. Бэйтсона, Д. Бома, Э. Ф. Шумахера, И. Пригожина, Э. Янча и др.

Методологи выделяют тенденции экологизации и гуманизации науки. Экологическое (энвайроментальное) направление постнеклассической науки объединяет А. Нэсса, Б. Девала, Дж. Сешенса, Б. Каликотта, Л. Н. Эвердена, Б. Токкара, Ю. Харгроува и др. Гуманизацияпроявляется в естественных науках через экологизацию мышления, через анализ языка, через психоанализ.