Социальные образы современного мужчины

Итак, вооружившись только что описанной методикой, попытаемся выяснить основные параметры наиболее популярных социальных образов современных мужчин и женщин. Начнём с самого простого – с мужского социального портрета. Нарисовать его нам помогли участники опроса, которые выбрали из предложенного списка наиболее приемлемые для них черты современного мужчины. Причём сделали они это дважды. Первый раз они отмечали те черты, которые свойственны им самим, а во второй – те, которые они хотели бы видеть в идеале мужчины и женщины.

Результаты ответов на вопрос: "Какой образ современного мужчины наиболее предпочтителен для Вас?" отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Распределение предпочтений социальных образов современного мужчины среди молодых супругов обоего пола

Образы мужчины Количество ответов (%)
Предприимчивые 32,6
Добрые 30,5
Умные 14,1
Здоровые и сильные 9,5
Сексуальные 3,2
Общительные 1,4
Красивые 1,2

Эти данные позволяют увидеть статичное изображение, своего рода фотографию социального облика современного мужчины. Собирательный его образ состоит на 1/3 из предприимчивости, на 3О,5% из доброты, на 14,1% из рациональности, на 9,5% из силы и физического здоровья, на 3,2% из сексуальности, на 1,4% из общительности и на 1,2% из красоты.

Однако интереснее и полезнее увидеть социальное лицо мужчины в движении, важно получить динамическое изображение современного представителя "сильного пола". Попытаемся это сделать, сопоставив идеальный образ мужчины с его реальным обликом.

Таблица 2.2. Сопоставление реального и идеального образов современного мужчины

Центральные категории социальных образов Реальный образ Идеальный образ
Доля ответов Ранг Доля ответов Ранг
Доброта, семейственность 35,О 3О,5
Деловитость, предприимчивость 13,5 32,6
Общительность 1О,5 1,4
Ум 1О,О 14,1
Здоровье и сила 6,0 9,5
Сексуальность 3,5 3,2
Красота 3,О 1,2

Сравним ранги и процентные значения каждой характеристики в структуре реального и идеального образов современного мужчины. Проявили тенденцию к повышению статуса следующие характеристики:

- деловитость, предприимчивость - со второго места на первое (рост значимости на 19,1 пункта);

- ум, рациональность - с четвёртого места на третье (рост значимости на 4,1 пункта);

- здоровье и физическая сила - с пятого на четвёртое место (рост значимости на 3,5 пункта);

Проявили тенденцию к понижению статуса такие свойства мужского образа, как:

- доброта, семейственность - с первого места на второе (падение значимости на 4,5 пункта);

- общительность - с третьего на шестое место (падение значимости на 9,1 пункта).

Итак, мимика лица типичного современного мужчины стремительно меняется в направлении придания ему выражения делового, умного и сильного человека. А такие черты, как доброта и общительность, становятся менее предпочтительными в структуре его личности.

Но это - обобщенные данные по всей выборке. Они дают представление о картине в целом. Интерес же вызывают, как правило, детали. К тому же чаще всего именно детали скрывают в себе разгадку тех или иных общих цифр. Предлагаемая ниже таблица 2.3. дает массу материала для комментариев и интерпретаций.

Таблица 2.3. Сопоставление реальных и идеальных образов современного мужчины в сознании молодых жен и мужей.

Центральные категории социальных образов Женщины Мужчины
О мужьях (реальный образ) Об идеале мужчины О себе (реальный образ) Об идеале мужчины
Здоровье и сила
Деловитость, предприимчивость
Доброта, семейственность
Красота
Ум
Сексуальность
Общительность

 

Таблица 2.4. Распределение предпочтений социальных образов современного мужчины среди молодых супругов обоего пола в 2005 году по сравнению с 1994 годом

Образы мужчины 1994 год Состоящие в браке, до 30 лет 2005 год Состоящие в браке, до 30 лет 2005 год Все В браке, до 50 лет
Предприимчивые 32,6 23,8 22,8 24,1
Добрые 30,5 36,2 38,4 38,9
Умные 14,1 20,0 14,3 13,0
Здоровые и сильные 9,5 21,2 24,8 18,5
Сексуальные 3,2 5,0 4,6 3,7
Общительные 1,4 6,2 8,8 7,4
Красивые 1,2 1,2 1,2 0,7

 

Памятуя о том, что в идеале отражается дефицит, недостача и, соответственно, нужда в том или ином качестве личности, попытаемся дать краткие комментарии приведенным данным.

Здоровье и физическая сила. Их недостает мужчинам и, по мнению самих мужчин, и, по мнению их жен. Разница лишь в масштабах оценок. Реальная самооценка силы и здоровья мужчин в 2 раза превышает мнение женщин. Да и в идеале мужчина выглядит суперменом в глазах молодых мужей почти в 2 раза чаще, чем в глазах их жен. Причем жены здоровяков и сексуально активных мужей предпочитают мужскую силу и здоровье в 1О - 12 раз чаще, чем супруги добряков (среди первых и вторых 25% и 2О% выборов, среди третьих - только 2%).

Деловитость, умение зарабатывать деньги. Похожая динамика, как и в предыдущем случае. Но пропорции более резкие, что свидетельствует об остроте проблемы. "Спрос" женщин на предприимчивого мужчину почти в 3 раза превышает «предложение". Да и сами мужья прекрасно осознают, что им сильно не хватает умения зарабатывать деньги, ставшего столь актуальным в настоящее время.

Интересно, что жены деловых мужчин выбирали образ бизнесмена в 2 с лишним раза чаще, чем жены добрых, душевных мужей (7О% подобных выборов среди первых и 3О% - среди вторых).

Доброта, семейственность. Здесь женщины демонстрируют чувство полного удовлетворения. Количество реально существующих добрых мужей, по мнению молодых супругов, точно соответствует их доле среди идеальных мужчин. А вот мужья считают, что у них этой доброты излишек, и хотели бы поубавить ее на треть в структуре идеального образа настоящего мужчины.

Между прочим, доброта и предприимчивость проявили себя как черты-антагонисты, слабо сочетающиеся в характере одного человека. Например, среди женщин, чей идеальный образ мужчины связан с добротой и душевностью, практически не оказалось жен деловых мужей. А вот жены добрых мужей лидируют в приверженности к мужской доброте, отдав ей 58% своих голосов (при средней женской оценке этого свойства характера 37%). Сами же добрые мужчины в женщине хотят видеть, прежде всего, хранительницу домашнего очага, верную супругу и добрую мать. За этот образ женщины среди них высказались 85% человек, в то время как деловые мужчины сделали такой выбор лишь в 33% случаев. Мужчины-бизнесмены чаще всего предпочитают иметь дело с сексуальными женщинами (19% выборов), а добрые мужчины отдали им лишь 4% голосов.

Красота и элегантность. Эти качества редко слывут главными мужскими достоинствами. Поэтому в структуре идеального образа настоящего мужчины красота занимает последнее место. И мужья, и жены уверены, что идеальный мужчина мог бы быть менее красив, чем его реальные воплощения.

Ум принадлежит к тем качествам, которые мужчинам хотелось бы иметь побольше. Причем интересно, что женщины считают своих мужей умницами в 1,5 раза чаще, чем сами мужья. Возможно, здесь проявляется закономерность, подмеченная еще древними мудрецами. Суть ее состоит в том, что по-настоящему умный человек никогда не считает себя таковым, в то время как кретинизм, как правило, сочетается с манией величия. Самой лучшей иллюстрацией этой закономерности является знаменитое высказывание Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю. А другие не знают и этого".

Рациональность оказалась на удивление плохо совместимой с предприимчивостью. "Бизнесмены" (самооценка) реже всех других уважают в мужчине ум - лишь в 4 случаях из 1ОО.

Умные женщины предпочитают умных мужчин. Более половины из них (67%) готовы простить мужчине любые слабости, кроме глупости. Для сравнения скажем, что все остальные женщины сделали выбор в пользу ума как высшего качества настоящего мужчины лишь в 12% случаев.

Общительность мужчин, похоже, является тем свойством характера, от которого в идеале все хотели бы избавиться. Особенно остро эту потребность ощущают жены наших респондентов.

Основным итогом этого параграфа является вывод о том, что социальный образ современного мужчины стремительно утрачивает такие качества, как доброта и общительность, наращивая предприимчивость и рациональность.