I. Пояснительная записка
Объектом дисциплины «Конфликтология», во-первых, являются социальные конфликты, а ядром — межличностные конфликты, во-вторых, объективная и субъек-тивная природа конфликта, непосредственные причины, мотивы конфликта и формы их протекания, в третьих, это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или использованию которой стремятся конфликтующие стороны, в-четвертых, все, что представляет собой объект личных, групповых и общественных интересов.
Объектом изучения дисциплины являются овладение искусством .управления конфликтами и способами их разрешения. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Для них научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Предметом конфликта принято считать объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий между оппонентами. Предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны и характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в организации и т.п.
Изучение конфликтологии необходимо для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации «открытыми глазами», используя правила и приемы управления конфликтами.
Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих образовательных целей:
- дать знания студентам и обучить их действиям по содержанию дисциплины конфликтология в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- научить студентов не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления.
- цель обучения: овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб и других социальных конфликтов.
К задачам дисциплины относятся:
а) формирование у студентов: теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня; методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами;
б) обучить студентов не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления:
- научить анализировать конфликтные ситуации;
- прогнозировать поведение работников в организации на визуальных моделях в динамике;
- освоить методы примерительных процедур.