Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова
Кафедра философии и теории
социальной коммуникации
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ
Конфликтология: Учебно-методический комплекс.- Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2009. – 20 с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конфликтологии и предназначен для студентов, обучающихся специальности «Связи с общественностью».
Данные материалы включают тематическое содержание курса, список основной и дополнительной литературы, темы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, тест для самопроверки, а также экзаменационные вопросы.
Составитель Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации
Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации
Рецензент О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации
© ГОУ ВПО НГЛУ, 2009
Цели и задачи дисциплины
Цель курса:
освоение системных знаний о природе социального конфликта и формирование навыков управления конфликтными ситуациями.
Задачи курса:
1. Изучение предыстории конфликтологии, развития взглядов представителей философской и социологической мысли на природу конфликтов.
2. Анализ современных социологических концепций конфликта.
3. Овладение теоретическими знаниями о социальной природе конфликта: его сущности, структуре, динамике и типологии.
4. Знакомство с психологическими особенностями конфликтного взаимодействия, с основными стилями конфликтного поведения и с типами конфликтных личностей.
5. Определение специфики коммуникации в условиях конфликта.
6. Освоение основных технологий прогнозирования, предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов.
7. Формирование навыков использования конфликтологических технологий в управлении конфликтными и кризисными ситуациями.
8. Освоение PR-технологий регулирования и разрешения кризисов и конфликтов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студент должен
знать:
- предысторию конфликтологии, уметь адекватно оценивать теоретические знания о конфликтах, полученные в социальных науках до возникновения конфликтологии;
- различия в подходах к пониманию сущности и роли конфликтов, обозначившиеся в современных концепциях конфликта;
- категориальный аппарат конфликтологии, выражающий сущностные черты конфликтного взаимодействия;
- функции, типологические характеристики и основные этапы развития конфликтов;
- основные стили поведения и особенности восприятия в конфликтных ситуациях, отличительные черты конфликтных типов личностей;
- особенности коммуникации в условиях конфликта;
- технологии управления конфликтами;
- теорию и стратегии переговоров;
- специфику связей с общественностью в регулировании и разрешении кризисов и конфликтов;
уметь:
- определять причины конфликтов, их проблемное содержание, действующие силы, динамику и типологические особенности;
- различать стили поведения и типологические черты людей, участвующих в конфликте;
- адекватно оценивать конфликтную ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию регулирования и разрешения конфликта;
- анализировать результаты конфликта;
- организовывать переговоры и оказывать посреднические услуги в регулировании конфликтов;
владеть:
- инструментарием анализа и прогнозирования конфликтов
- современными технологиями регулирования и разрешения конфликтов;
- PR-технологиями антикризисного управления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН