Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова

Кафедра философии и теории

социальной коммуникации

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Нижний Новгород


Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ

 

Конфликтология: Учебно-методический комплекс.- Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2009. – 20 с.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конфликтологии и предназначен для студентов, обучающихся специальности «Связи с общественностью».

Данные материалы включают тематическое содержание курса, список основной и дополнительной литературы, темы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, тест для самопроверки, а также экзаменационные вопросы.

 

 

Составитель Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации

 

Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации

 

Рецензент О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации

 

 

© ГОУ ВПО НГЛУ, 2009

 


Цели и задачи дисциплины

Цель курса:

освоение системных знаний о природе социального конфликта и формирование навыков управления конфликтными ситуациями.

Задачи курса:

1. Изучение предыстории конфликтологии, развития взглядов представителей философской и социологической мысли на природу конфликтов.

2. Анализ современных социологических концепций конфликта.

3. Овладение теоретическими знаниями о социальной природе конфликта: его сущности, структуре, динамике и типологии.

4. Знакомство с психологическими особенностями конфликтного взаимодействия, с основными стилями конфликтного поведения и с типами конфликтных личностей.

5. Определение специфики коммуникации в условиях конфликта.

6. Освоение основных технологий прогнозирования, предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов.

7. Формирование навыков использования конфликтологических технологий в управлении конфликтными и кризисными ситуациями.

8. Освоение PR-технологий регулирования и разрешения кризисов и конфликтов.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен

знать:

- предысторию конфликтологии, уметь адекватно оценивать теоретические знания о конфликтах, полученные в социальных науках до возникновения конфликтологии;

- различия в подходах к пониманию сущности и роли конфликтов, обозначившиеся в современных концепциях конфликта;

- категориальный аппарат конфликтологии, выражающий сущностные черты конфликтного взаимодействия;

- функции, типологические характеристики и основные этапы развития конфликтов;

- основные стили поведения и особенности восприятия в конфликтных ситуациях, отличительные черты конфликтных типов личностей;

- особенности коммуникации в условиях конфликта;

- технологии управления конфликтами;

- теорию и стратегии переговоров;

- специфику связей с общественностью в регулировании и разрешении кризисов и конфликтов;

уметь:

- определять причины конфликтов, их проблемное содержание, действующие силы, динамику и типологические особенности;

- различать стили поведения и типологические черты людей, участвующих в конфликте;

- адекватно оценивать конфликтную ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию регулирования и разрешения конфликта;

- анализировать результаты конфликта;

- организовывать переговоры и оказывать посреднические услуги в регулировании конфликтов;

владеть:

- инструментарием анализа и прогнозирования конфликтов

- современными технологиями регулирования и разрешения конфликтов;

- PR-технологиями антикризисного управления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН