Программа курса

 

Раздел 1.Темы 1.1. - 1.3.Теория культуры

 

Студент должен

знать:

- предмет и объект культурологии;

- основные определения понятия «культура»;

- структуру феномена «культура»;

- формы культуры;

- функции культуры;

уметь:

- классифицировать основные понятия теории культуры и представлять их в графической форме;

иметь представление об:

- основных теориях культуры.

Предмет и задачи культурологии как науки. Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук. Культурология как наука об общих закономерностях развития культуры. Понятие “история культуры”. Культура как процесс создания, хранения, распространения, освоения и воспроизводства ценностей. Культура и право.

Культура и деятельность. Культура и ценность.

Структура культуры и закономерности ее развития.

Основные направления развития мировой и отечественной культурологической мысли.

История культуры в системе культурологических дисциплин.

Раздел 2.Темы 2.1. - 2.3.Античная культура

Студент должен

знать:

- периодизацию античной культуры;

- роль полиса как ядра античной культуры;

- основные артефакты античной культуры;

- основные черты древнегреческой и древнеримской культур;

уметь:

- изложить причины, обусловившие расцвет и высокий уровень античной культуры;

- объяснить специфику древнегреческой культуры, ее отличие от древнеримской культуры;

- объяснить значение античной культуры как парадигмы последующей европейской культуры;

иметь представление о:

- месте права в системе античной культуры;

- влиянии античной культуры на русскую культуру.

 

История античной цивилизации и античной культуры и их целостный образ. Полис, община как основа античной культуры. Полисный генотип в европейской культуре. Основные этапы истории древнегреческой культуры.

Роль мифа в древнегреческой культуре и античном сознании. Антропоморфный характер религии древних греков.

Атонистика (принцип состязательности) и калокататия (принцип соединения физических и нравственных добродетелей) - важнейшие элементы бытия древних греков. Правовое сознание древних греков. Место закона в древнегреческой культуре. Классическое равновесие тела и духа - идеал древних греков.

Древнегреческий театр: динамика художественных образов от Эсхила до Софокла и Эврипида.

Герои Гомера, Гессиода и Эзопа как олицетворение общественно одобряемого поведения разных типов.

Изобразительное искусство древних греков. Архитектура. Система античных архитектурных ордеров. Греческая скульптура.

Место культуры Древнего Рима в античной культуре. Основные черты и противоречия древнеримской культуры. Основные периоды истории культуры Древнего Рима.

Смысл Рима как центра мира и его выражение в мифологии. Особенности мифологии древних римлян: тесная связь с правом и политической борьбой.

Индивид как гражданин Рима. Понимание свободы как экономической независимости. Роль права в системе отношений граждан и государства и отношений между частными индивидами. Право и лирика - полюсы выявления частного индивида. Идея "геометрического" равенства и ее торжество в Риме.

Открытость, способность вбирать в себя - характерная черта римской культуры, основание ее уникальной жизнеспособности. Цивилизирующая роль Рима.

Особенности древнеримского изобразительного искусства. Пафос полезности во имя государства - главный принцип римского зодчества. Римский скульптурный портрет как высшее выражение психологизма античности.

Раздел 3.Тема 3.1. Средневековая культура

Студент должен

знать:

- основные стилевые направления Средневековья;

- характерные черты средневековой культуры;

- основные артефакты средневековой культуры;

уметь:

- объяснить роль культурных традиций Средних веков в формировании европейца как социокультурного феномена;

- охарактеризовать менталитет средневекового человека;

иметь представление о:

- основных этапах христианизации Европы;

- основных оценках средневековой культуры в культурологии;

- месте права в системе средневековой культуры.

 

Цивилизация и культура средневековья. Основные этапы истории. Характерные особенности. Теологический и культурологический смысл христианской и средневековой культуры в целом. Идея культуры как жизни в округе храма.

Противоречивость средневекового сознания. Ее значение в развитии философии, ремесла, искусства, образа жизни человека средневековья. Двойственность ценностных ориентаций средневекового европейца. Отношение между соборностью и индивидуальностью.

Иерархические отношения в качестве цивилизационных. Сословия как выражение богоустановленной действительности. Трансформация христианского образа человека в сословные идеалы. Сословный идеал человека как обобщение реальных возможностей и обязанностей сословного человека.

Основные черты и характерные особенности процесса христианизации Европы.

Роль и место мистицизма в средневековой культуре.

Отношение христианства к искусству. Романский стиль в изобразительном искусстве. Готический стиль. Характерные черты искусства зрелого Средневековья.

Эволюция средневековой литературы от устного фольклора к светской литературе.

Архитектура как центральный и синтезирующий вид искусства Средневековья.

Право в системе средневековой культуры.

Раздел 4.Темы 4.1. - 4.6. Культура Нового времени

Студент должен

знать:

- периодизацию культуры Нового времени;

- основные артефакты эпохи Возрождения, Реформации, века Просвещения;

- основные стилевые направления периода;

- сущность гуманизма;

уметь:

- объяснить влияние искусства Античности на искусство Возрождения;

- объяснить позитивное значение Реформации для развития европейской культуры;

иметь представление о:

- основных взглядах культурологической науки на процесс становления культуры Нового времени;

- роли и месте права в культуре Нового времени.

 

Итальянское Возрождение как первая ступень становления культуры Нового времени. Возрождение как эстетическая революция и новый этап эволюции церковного сознания. Искусство итальянского Возрождения.

Гуманизм как общеевропейское явление периода складывания культуры Нового времени. Содержание понятия "гуманизм". Идеал знания и учености у гуманистов - изящная словесность и достижение Божественного. Гуманисты о человек как творце. Правовое сознание как феномен культуры Нового времени.

Гуманисты - новый субъект культуры, начало зарождения европейской интеллигенции. Элитарный характер возрожденческого гуманизма.

Центральная Европа как второй ареал складывания культуры Нового времени. Северное Возрождение: характерные черты и особенности.

Реформация как попытка преодоления противоречий раннебуржуазной культуры. Складывание типа человека нового времени (рациональный, индивидуалист, предприимчивый и т.д.).

Контрреформация как попытка "реформации сверху". Тридентский собор (1545-1563) и его решения. Барокко как культурный результат контрреформации.

Абсолютизм как феномен культуры Нового времени. Абсолютизм и классицизм.

Англия как третий ареал культуры Нового времени, ее авангард в ХVII в. Особенности Реформации в Англии. Английская политическая система как феномен культуры Нового времени. Характерные черты английского искусства ХVI - ХVII вв.

Просвещение - закономерная ступень становления культуры Нового времени. Рациональный человек - человек эпохи Просвещения. Складывание европейской просвещенной элиты. Наука и прогресс - основания Просвещения.

Литература и искусство эпохи Просвещения. Барокко, рококо, классицизм.

Просвещенный абсолютизм как феномен культуры Нового времени.

Зарождение идеи гражданского общества и правового государства.

Основные черты европейской культуры Нового времени. Антропоцентричный характер европейской культуры. Открытие личности. Новое отношение человека к себе самому. Свобода личности как исходный символ и основная ценность западной культуры Нового времени.

Инновационный характер европейской культуры и его роль в формировании цивилизации техногенного типа.

Нарождение и укрепление новой ценностно-нормативной системы правосознания.

Художественное творчество как новая сфера практического творчества человека. Становление искусства как светского занятия. Возникновение авторского искусства.

Раздел 5:Тема 5.1.Отечественная культура

 

Студент должен

знать:

- периодизацию истории русской культуры;

- содержание понятия менталитет применительно к русской культуре в трактовке ведущих отечественных философов и культурологов;

- факторы, обусловившие становление русской ментальности;

- основные черты русской ментальности;

уметь:

- объяснить взаимосвязь русской ментальности и отечественной художественной культуры;

иметь представление о:

- основных школах отечественной культурологии;

- о месте правовой составляющей в русской ментальности.

 

Русская история как социокультурное целое. Феномен русской культуры. Понятие русской духовности. Место и роль русской культуры в развитии мировой культуры. Истоки и исторические традиции русской культуры.

Менталитет как глубинная структура русской культуры. Природные предпосылки российской ментальности. Антиномии русской культуры. Бинарное строение русской культуры. Основные черты русской ментальности. Русский образ жизни и мысли и его отражение в отечественном искусстве.

Основные школы русской культурологии. Этапы становления отечественного культурологического знания.

Раздел 6.Темы 6.1. – 6.4.Средневековая русская культура

Студент должен

знать:

- основные артефакты культуры Средневековой Руси;

- национальное и всемирно-историческое значение Крещения Руси;

- основные этапы становления православия и самодержавия как феноменов средневековой русской культуры;

- особенности становления светской культуры в позднем русском Средневековье;

уметь:

- объяснить значение Крещения Руси для развития русской культуры;

- объяснить сущность ценностно-смыслового единства древнерусской культуры;

- разъяснить основные культурно-исторические факторы становления русского авторитаризма;

иметь представление о:

- роли и месте права в культуре Средневековой Руси.

Культурное наследие восточных славян как основа формирования и развития самобытной древнерусской культуры. Языческая религия древних славян. Языческие обычаи в русской культуре.

Многоэтническая основа государства как фактор культурного развития Киевской Руси.

Культурное взаимодействие Киевской Руси с окружающим миром. Проблема византийского влияния на древнерусскую культуру.

Ценностные ориентации русской культуры. Картина мира в представлении древних славян. Принятие Киевской Русью христианства - центральное событие истории средневековой русской культуры. Церковь как основной институт культуры Древней Руси.

Духовный мир человека Киевской Руси: его характерные черты и особенности. Двоеверие как характерная черта общественного и индивидуального сознания. Роль традиции, обряда, канона в культуре Киевской Руси. Книжность как особый способ развития древнерусской культуры.

Место права в структуре древнерусской культуры. Правовое сознание древних русичей.

Последствия татаро-монгольского нашествия для русской культуры. Русская церковь как хранитель культурной и национальной целостности Руси.

Начало складывания великорусской народности. Важнейшие факторы этого процесса. Москва - центр формирования культуры великорусской народности, нового этноса.

Новгородская республика как второй цивилизационный и культурный вариант развития Руси. Новгород как зародыш гражданского общества. Особенности духовного мира новгородцев. Художественная культура Новгорода как отражение республиканского строя.

Средневековая русская культура как традиционная культура. Характерные черты и особенности традиционной русской культуры. Система нравственных ценностей традиционной культуры. Нравы и быт русских людей.

Образование единого Российского государства, укрепление самодержавия при Иване IV Грозном и завершение формирования русской (великорусской) народности как факторы культурного процесса.

Значение теории “Москва - третий Рим” для развития русской культуры.

Династический кризис конца XVI в. и крах прежней системы ценностей. “Смута” начала XVII в. как фактор культурного развития.

Усиление западного влияния на русскую культуру в течение XVII в.

Начало кризиса системы традиционализма. Перемены в образе жизни, традиционном общественном мировоззрении. Усиление светских элементов в культуре. Зарождение элементов культуры Нового времени.

Право в системе традиционной средневековой культуры.


 

Раздел 7.Темы 7.1. – 7.4. Русская культура Нового времени

Студент должен

знать:

- содержание петровских реформ в области культуры;

- основные артефакты культурной истории XVIII века;

- культурно-историческое значение петровских реформ;

- основные этапы становления классической русской культуры на протяжении XVIII века;

уметь:

- объяснить историческую неизбежность социокультурных реформ в России на рубеже XVII-XVIII вв.;

- объяснить своеобразие русского Просвещения по сравнению с западноевропейским Просвещением;

- дать развернутую характеристику культуры XIX века как «Золотого века» русской культуры;

- дать развернутую характеристику «Серебряного века» русской культуры;

иметь представление о:

- роли и месте права в русской культуре Нового времени

- роли русской классической культуры XIX века в мировой культуре;

- значении культуры Серебряного века для развития мировой культуры в XX века.

 

Реформы Петра I как выражение радикального поворота России к Западу, разрыва с традиционной системой ценностей.

Культурные преобразования первой четверти XVIII в. Значение реформ Петра I для развития национальной культуры. "Осовременивание" государственной машины России, формирование современного административного аппарата как факторы культурного развития. Политика Петра I в области церковного устройства. Церковные реформы первой половины ХVIII века. Завершение оформления абсолютной монархии.

Становление светской художественной культуры.

Формирование ценностей культуры Нового времени. Идеал рационального познания. Идеал “пользы”. Усиление процесса "обмирщения" культуры. Преодоление национальной и конфессиональной замкнутости, утверждение религиозной толерантности. Соединение идеологии абсолютизма с идеями рационализма, политической мыслью европейского Просвещения - характерное явление политической культуры петровской России. Право в системе петровской культуры.

Новые явления в общественно-культурной жизни. Изменения в быту.

Начало дворянского этапа развития русской культуры. Образованное дворянство как объединяющая сила русской культуры ХVIII века.

Русская культура второй половины XVIII в. в контексте европейской культуры Просвещения.

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. Екатерина II и открытие эпохи просвещенного абсолютизма в России. Зарождение первых русских просветителей.

Усиление процесса дифференциации и появление новых отраслей культуры - наука, светская живопись, садово-парковая архитектура и пр.

Состояние художественной культуры. Усиление европейского влияния на художественную культуру России. Смена стилей в русском искусстве ХVIII века - барокко, рококо, классицизм как отражение ускорения темпов развития культуры. Появление авторства. Изменение иерархии отраслей культуры. Новые процессы и явления в литературе. Театр.

Культура XIX века – «Золотой век» русской культуры. Реформы Александра I и их значение для отечественной культуры.

Отечественная война 1812 г. в контексте русской культуры. Эпоха 1812 г. как важный этап в становлении национального самосознания. Влияние восстания декабристов на культурную жизнь русского общества. Декабристы как выражение связи между искусством и общественным поведением людей.

Усиление культурного раскола в обществе после 1825 г. Общественные дискуссии по поводу самобытности России. П.Я. Чаадаев, “западники”, “славянофилы”.

Художественная культура. Зарождение разночинной культуры.

Реформы Александра II, отмена крепостного права как факторы культуры в целом, эволюции российского менталитета. Право как феномен пореформенной России.

Интеллигенция и ее особая интегрирующая роль в обществе второй половины века.

Искусство критического реализма как основное художественное направление. Человекоцентризм - главная особенность русской художественной культуры второй половины ХIХ века.

Два типа ментальности в русской истории и культуре второй половины Х1Х века: интеллигент и буржуа (Обломов и Штольц).

Борьба в русском обществе по вопросу культурно-политического смысла русской идеи. Усиление мотивов покаяния, философии и культуры ненасилия в русской идее конца века как реакция на революционный террор.

Русская литература второй половины Х1Х века как особый социокультурный феномен отечественной и мировой культуры.

Традиционные ценности русской культуры в условиях буржуазного развития России. Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения средствами культуры и искусства.

"Серебряный век" как социокультурная эпоха русской истории. Художественная культура "Серебряного века".

Раздел 8.Темы 8.1. – 8.3.Культура Новейшего времени

Студент должен

знать:

- периодизацию истории развития культуры в XX веке;

- характеристики основных социокультурных эпох советской истории;

- основные артефакты культуры XX века;

уметь:

- давать развернутую характеристику тоталитарной культуры;

- формулировать положительные и негативные социокультурные результаты советского периода отечественной истории;

иметь представление о:

- о состоянии современного менталитета , его влиянии на развитие современной культуры России.

 

Проблема оценки культуры советского периода в современных общественных дискуссиях. Советская культура и культура советского периода - соотношение понятий.

Основные социокультурные эпохи культуры советского периода. Их духовные доминанты.

Становление советской культуры (1917-1927). Ленинская концепция культурной революции и ее практическая реализация.

Социокультурная эпоха двадцатых годов. Продолжение традиций "серебряного века", плюрализм, расцвет художественной культуры инакомыслия - характерные черты эпохи. Идейно-эстетическая борьба литературно-художественных объединений.

Социокультурная эпоха тридцатых-сороковых годов. Культура в условиях формирования административно-командной системы (1928-1941). Новые политические и идеологические условия развития культуры. Характерные черты культуры тоталитаризма. Право в системе тоталитарной культуры.

Творчество О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Горького как выражение инакомыслия тридцатых годов.

Культура в годы Великой Отечественной войны.

“Оттепель” в культурной жизни общества второй половины 50-х - 60-х гг. Начало демократизации руководства культурой. Оживление культурной жизни общества. Активизация международных связей советской культуры. Идейная и культурная жизнь общества.

Культура в годы застоя общественно-политической жизни (70-е - первая половина 80-х гг.)

Культура периода перестройки. Литература как художественная доминанта периода.

Отечественная культура постперестроечного периода. Смена модели общественного развития как фактор развития культуры. Культура России на рубеже XX-XXI вв.

Тематический план семинарских занятий

№№ п/п Тема семинарского занятия Кол-во час.
1.3. Теория культуры
2.3. Античная культура
4.2. Культура Возрождения
4.6. Основные черты европейской культуры Нового времени
6.1. Древнерусская культура
6.4. Средневековая русская культура
7.4. Русская культура Нового времени
8.1. Отечественная культура в XX веке
  Зачет
  Итого

Планы семинарских занятий

 

Семинар 1
Тема:

Теория культуры

 

1. Понятие культуры, предмет культурологии.

2. Структура феномена культуры.

3. Функции культуры.

4. Становление культурологической мысли. Основные теории культуры.

Рекомендуемая литература

Основная

Гуревич П.С. Культурология: учеб.для сред. проф. учеб. заведений/ П.С. Гуревич. М.: ЮНИТИ. 2008. – 326 с.

Доброхотов А.П., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.П. Доброхотов, А.Т. Калинкин. М.: Проспект, 2012. – 168 с.

 

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии. / Г.С. Антосевич . - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с. – 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. –М., 2007. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

Хрестоматия по культурологии : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. А. И. Кравченко М.: Проспект, 2006. - 378 с.

 

Семинар 2
Тема:

Античная культура

  1. Характерные черты древнегреческой культуры.
  2. Особенности древнеримской культуры.
  3. Роль античной культуры в создании европейской цивилизации.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии. / Г.С. Антосевич . - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с. – 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Культурология. История мировой культуры. [ Электронный ресурс]. – М., 2010. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. – М., 2007.- 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха просвещения (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Маркова А.Н. Культурология: учебное пособие./ А.Н. Маркова. М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 476 с.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология. Краткий курс лекций. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. 4-у издание, переработанное, дополненное – М.: Юрайт-издательство, 2011. – 166 с.

Хрестоматия по культурологии : : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. А. И. Кравченко М.: Проспект, 2006. - 378 с.

Семинар 3
Тема:

Культура Возрождения

  1. Итальянское Возрождение как первый этап рождения культуры нового времени.
  2. Возникновение ренессансного типа культуры, его основные черты.
  3. Человек Ренессанса.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект. 2010. – 285 с.

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии. / Г.С. Антосевич . - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Гуревич П.С. Культурология: учеб.для сред. проф. учеб. заведений/ П.С. Гуревич. М.: ЮНИТИ. 2008. – 326 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с:– 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Культурология. История мировой культуры. [ Электронный ресурс] Юнити-Дана. – М., 2010. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. –М., 2007- 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха просвещения (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Маркова А.Н. Культурология: учебное пособие./ А.Н. Маркова. М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 476 с.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/Л.А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология. Краткий курс лекций. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. 4-у издание, переработанное, дополненное – М.:Юрайт-издательство. 2011. – 166 с.

Хрестоматия по культурологии : : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. А. И. Кравченко М. : Проспект , 2006 - 378 с.

 

Семинар 4
Тема:

Основные черты европейской культуры Нового времени

  1. Западная модель мира как результат развития западной культуры в Новое время.
  2. Человек в системе западной культуры.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии. / Г.С. Антосевич . - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Гуревич П.С. Культурология: учеб.для сред. проф. учеб. заведений/ П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 326 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с. – 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Культурология. История мировой культуры. [ Электронный ресурс] Юнити-Дана. – М., 2010. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. –М., 2007- 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В. Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха просвещения (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Маркова А.Н. Культурология: учебное пособие./ А.Н. Маркова. -М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 476 с.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология. Краткий курс лекций. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. 4-у издание, переработанное, дополненное. – М.: Юрайт-издательство, 2011. – 166 с.

Хрестоматия по культурологии: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; сост. А. И. Кравченко М. : Проспект, 2006 - 378 с.

Семинар 5
Тема:

Древнерусская культура

  1. Основания русской культуры.
  2. Значение Крещения Руси для русской культуры.
  3. Характерные черты древнерусской культуры.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Рябцев Ю.С. Русская культура XIX в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М.: 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XVIII в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XX – начала XXI в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура X-XVII вв. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

 

Семинар 6
Тема:

Средневековая русская культура

  1. Основные этапы формирования средневековой русской культуры.
  2. Средневековая русская культура как традиционная культура.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Рябцев Ю.С. Русская культура XVIII в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XX – начала XXI в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура X-XVII вв. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Семинар 7
Тема:

Русская культура Нового времени

  1. Сущность культурного переворота Петра I.
  2. Возникновение феномена светской культуры в России, основные этапы ее становления в XVIII веке.
  3. XIX век как «Золотой век» русской культуры.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Рябцев Ю.С. Русская культура XIX в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XVIII в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XX – начала XXI в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура X-XVII вв. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Семинар 8
Тема:

Отечественная культура в XX веке

  1. Феномен культуры «Серебряного века» и его место в мировой культуре.
  2. Основные культурные эпохи XX века в России.
  3. Характерные черты советской культуры.

Рекомендуемая литература

Основная

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Рябцев Ю.С. Русская культура XIX в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XVIII в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура XX – начала XXI в. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Рябцев Ю.С. Русская культура X-XVII вв. Мультимедийное наглядное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [ Электронный ресурс]. Новый диск. - М., 2012. - 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.