Упражнение «Катастрофа на воздушном шаре»

Это очень известная групповая (командная) игра, проявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также проясняющая, насколько соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные, вплоть до необходимости выжить.

В «Катастрофу» можно играть и одним составом, без разбивки на команды, но если количество игроков больше двадцати, следует делиться на команды. Разбивка обычно группы произвольная, по следующим признакам: кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? Самый Добрый-Сердечный-Сострадательный? Самый Трудяга-Работяга? Самый Дикий Варвар? (Выбрать этих лидеров.)

Последующая настройка начинается с обычных формул расслабления, с дальнейшим переходом к теме «Полёт на воздушном шаре».

- Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей - и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза - и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, что" бы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 10 минут.

Список вещей, находящихся в корзине шара:

1. Миски, кружки, ложки .9 кг. 2. Ракетница с сигнальными ракетами 6 кг. 3. Географические карты и компас 2 кг. 4. Консервы мясные .20 кг. 5. Топоры, ножи, лопаты 12 кг. 6 .Канистра с питьевой водой ...20кг. 7. Бинты, вата, перекись водорода, зеленка …..7 кг. 8. Винтовка с запасом патронов ..30 кг. 9. Шоколад. 10 кг. 10. Золото, бриллианты..28 кг. 11. Большая собака..55 кг 12. Рыболовные снасти.1 кг. 13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг. 14. Соль, сахар, набор 9 кг. 15. Медицинский спирт.10 кг.

Исследования эффектов тренинга на межличностном уровне доказывают возникновение ряда изменений в установках и поведении участников по отношению к другим людям. Отмечаются увеличение уровня эмпатии, сокращение социальной дистанции, изменения в перцептивной сфере, выражающиеся в более точном восприятии и понимании других людей, улучшаются умения в области группового принятия решений и установления контактов.

Контрольные вопросы для самопроверки или письменного ответа:

1. Какое значение играют конфликты в развитии человеческого общества?

2. Назовите основные предпосылки возникновения конфликтологии.

3. Какой вклад в развитие конфликтологии внесли основатели социологии – Г.Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс.

4. В чём различие в подходах к конфликту в работах представителей диалектического и функцианалистского направления теории конфликта?

5. Каковы особенности становления конфликтологии в России?

6. Как определяется социальный конфликт в отечественной научной литературе?

7. Что такое диагностика конфликта и анализ каких составляющих она предполагает?

8. Из каких базовых элементов состоит структура конфликта?

9. Какие основные стадии проходит социальный конфликт?

10. Какие типы конфликтов существуют?

11. Назовите основные функции социального конфликта.

12. Какие методики профилактики и предотвращения конфликтов Вы знаете?

13. Можно ли спроектировать создание и протекание конфликта в собственных интересах?

14. Назовите известные модели разрешения конфликтов.

15. Почему внутриличностный конфликт является социальным?

16. Какую роль играют стереотипы в межличностном конфликте?

17. Назовите основные причины супружеских конфликтов.

18. В чём суть конфликта между неформальной и формальной системами отношений в организации?

19. Назовите основные признаки социальной напряженности в коллективе.

20. Что такое манипуляция переговорами и каковы способы защиты от нее?

21. Какова роль конфликтологического образования для специалиста по связям с общественностью?

 


Задания для самопроверки знаний: