Приёмные устройства с водного транспорта
В силу ряда специфических условий их в каждом отдельном случае сооружают применительно к местным условиям (рисунок 2.6). К ним относят:
- разнообразие подвижного состава водного транспорта, как по водоизмещению, так и по конструкции (расположение люков и число трюмов);
-непостоянство горизонта воды у причала и рельефа берега; расположение элеватора относительно причала;
-расположение элеватора относительно причала.
Для выгрузки зерна из барж применяют два способа: механический и пневматический. Механический способ выгрузки зерна осуществляют при помощи грейферных кранов, выгружающих зерно из трюмов. Выгрузку зерна из барж механическим способом применяют на предприятиях с малой производительностью. Грейфер крана забирает зерно из баржи и подаёт его в бункер, из него по самотёчным трубам в вагон, на конвейер или зернохранилище.
Пневматический способ приёмки зерна осуществляют стационарными, передвижными и плавучими установками. Этот способ наиболее производителен и требует минимальной затраты рабочей силы, хотя пневматические установки имеют расход электроэнергии в 3-5 раз больше, чем механические установки для разгрузки зерна. Достоинство пневматического приёма в том, что вся работа производится в хороших санитарно-гигиенических условиях, а зерно можно забирать из самых удалённых углов трюмов судна.
Между разгрузочными устройствами и нориями элеватора обязательно предусматривают приёмные бункера. При их отсутствии снижается коэффициент использования норий элеватора при приемке зерна.
Процесс выгрузки зерна пневматическим транспортом принято делить на три этапа:
первый этап – начало разгрузки, когда после погружения сопла в зерновую массу наблюдается самостоятельный приток зерна к всасывающим отверстиям сопла; в этот период пневматическая установка имеет максимальную производительность;
второй этап – промежуточный, т.е. зерно выгружают около бортов в кормовых и носовых участках трюма с перестановкой сопел с одного места на другое, наращивая при этом гибкие рукава и частично подгребая зерно; производительность установки на этом этапе начинает заметно снижаться;
третий этап – конечный, когда осуществляют зачистку судна от остатков и работу по выгрузке зерна выполняют с применением ручного труда, при этом производительность установки минимальна.
Схемы пневматических установок во многом одинаковы и не зависят от производительности применяемого оборудования. Стационарные пневматические установки, как и большинство плавучих, оборудованы двумя или более разгрузителями, размещаемые в отдельных башнях вдоль причала. Из них зерно при помощи конвейера передают в промежуточную башню и далее на элеватор или непосредственно на элеватор, минуя промежуточную башню.
Плавучие пневматические установки имеют ряд преимуществ перед стационарными:
- производительность и расход электроэнергии не зависят от уровня воды;
- большая подвижность;
- могут обслуживать перевалочные операции в другом порту.
а – через плавучий норийный перегружатель на стационарный береговой конвейер; б – через плавучий пневматический перегружатель в норию элеватора; в - через плавучий пневматический перегружатель в бункер, расположенный на берегу; г – через береговую башню в силосы элеватора; д – через береговой передвижной перегружатель и конвейер; е – стационарная пневматическая установка для приемки зерна, размещенная в рабочем здании элеватора; ж - стационарная пневматическая установка, размещенная в башне, которая находится на берегу или вынесена к фартеру (показана пунктиром); з – перегрузка зерна из речной баржи в морское судно при помощи плавучего пневматического перегружателя
Рисунок 2.6 – Приемные устройства с водного транспорта
Техническая производительность плавучего пневматического перегружателя 175 т/ч.
Наряду со стационарными и плавучими пневматическими установками на элеваторах применяют береговые передвижные приемные устройства. Их монтируют в специальных башнях или на порталах, перемещаемых по рельсовым путям. Выгруженное из судов зерно после разгрузителя при помощи нории, смонтированной на установке, и транспортера передают в элеватор.
В настоящее время находят применение эффективные передвижные пневматические перегружатели ТА-45, ТА-46 производительностью 175 и 200 т/ч.
Задача
Составить график работы приемного устройства с водного транспорта. Данные для решения задачи представлены в приложении В.
Пример: Грузоподъемность судна составляет 1000 т, производительность приемной пневмоустановки 50 т/ч, производительность приемного конвейера 175 т/ч, вместимость приемного бункера 100 т.
Продолжительность разгрузки судна , час, определяют по формуле
, (2.6)
где количество зерна, принимаемое на i-ом этапе, долях ед. от вместимости судна; следует принимать по таблице 2.4;
вместимость судна, т;
количество приемных пневмоустановок, шт.;
производительность приемной установки, т/ч;
коэффициент использования приемной установки на каждом этапе; следует принимать по таблице 2.4,
Таблица 2.4 – Приемная характеристика этапов разгрузки зерна из судов
Этап | Количество зерна, % | Коэффициент использования производительности |
от 45 до 70 | от 0,85 до 1,0 | |
от 20 до 30 | от 0,65 до 0,80 | |
от 10 до 25 | от 0,20 до 0,40 |
час.
Общее время разгрузки судна Т, час, определяют по формуле
, (2.7)
где время разгрузки судна на первом этапе, час;
время разгрузки судна на втором этапе, час;
время разгрузки судна на третьем этапе, час,
Количество зерна , т, разгружаемого на каждом этапе рассчитывают по формуле
, (2.8)
где см. формулу (2.6);
см. формулу (2.6),
т.
Производительность наполнения приемного бункера , т/ч, определяют по формуле
, (2.9)
где см. формулу (2.6);
производительность приемной установки, т/ч;
коэффициент использования приемной установки на каждом этапе,
т/ч.
Производительность опорожнения бункера , т/ч, рассчитывают по формуле
, (2.10)
где производительность приемного транспортера, т/ч;
коэффициент использования приемного транспортера,
т/ч.
Количество зерна прошедшее через приемный бункер за каждый цикл использования , т, определяют по формуле
Если >
, (2.11)
где вместимость приемного бункера, т;
производительность опорожнения бункера, т/ч;
производительность наполнения бункера, т/ч.
Если <
, (2.12)
где вместимость приемного бункера, т;
производительность опорожнения бункера, т/ч;
производительность наполнения бункера, т/ч,
Так как на первом этапе разгрузки производительность опорожнения больше производительности наполнения, то количество зерна прошедшее через бункер на первом этапе использования следует рассчитывать по формуле (2.11).
т.
Время наполнения , мин, и опорожнения бункера , мин, рассчитывают по формулам
Если
, , (2.13)
где см. формулу (2.8);
см. формулу (2.12);
см. формулу (2.12).
Если
, , (2.14)
Так как , тогда время наполнения и опорожнения приемного бункера на первом этапе рассчитаем по формулам (2.14)
мин; мин.
График приема зерна с водного транспорта представлен в приложении В.