ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФЕРАТА.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– в течение семестра студент выполняет один реферат на выбор;

– литература и источники для написания реферата подбираются студентом самостоятельно;

– список использованной литературы по каждой теме должен насчитывать не менее 10-ти позиций и обязательно включать в себя издания последних десятилетий;

– реферат должен иметь соответствующее жанру оформление (объем не менее 15 – 20 страниц печатного текста, на первой странице – содержание реферата, в конце – список использованной литературы с указанием страниц в алфавитном порядке, сноски оформляются в квадратных скобках с указанием автора работы, года издания и номера цитируемой страницы; формат А4, интервал полуторный, 14 кегль);

– приветствуется наличие в реферате иллюстраций, фотографий и т.п.

– кроме информации, почерпнутой из научной и публицистической литературы, периодики, реферат должен содержать элементы собственного анализа и осмысления выбранной темы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Примерные темы рефератов по курсу «Стилистика русского языка».

  1. Утверждение стилистики в русской филологии.
  2. Экспансионизм современной стилистики: от «стилистики языка» к «стилистике речи».
  3. Социальная коммуникация и язык.
  4. Стилистика с когнитивной точки зрения.
  5. Стилистика Пражского лингвистического кружка и отечественная филология.
  6. Суггестивная функция языка в рекламных текстах.
  7. Актуальные вопросы лингвоэкологии.
  8. «Языковая картина мира» и «индивидуальная поэтическая картина мира» в структуре художественного текста.
  9. Современная теория дискурса и принципы дискурсивного анализа.
  10. Спорные вопросы классификации стилей.
  11. Филологическая концепция Г.О. Винокура.
  12. Стилистическая концепция В.В.Виноградова.
  13. Специфика современного газетного дискурса.
  14. Принципы стилистического анализа художественного стиля.
  15. Роль метафоры в научном познании. Когнитивная теория метафоры.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– конспекты выполняются студентом в течение семестра в отдельной тетради;

– каждая книга прорабатывается не позднее семинарского занятия, посвященного теме, рассматриваемой автором;

– особое внимание в конспекте уделяется главам и разделам книги, обозначенным в плане семинарского занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск, 1992.
  2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.- М.,1980.
  3. Виноградов В.В.Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
  4. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц.- М., 1980.
  5. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
  6. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. – М.: 1981
  7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.
  8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1989.
  9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.
  10. Сковородников А.П. Об экологии русского языка // Филологические науки, 1992.- № 5-6.
  11. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М.: Рус. яз., 2002.
  12. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

 

 

4. ВЕДЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА ИЛИ ЦИТАТНОЙ ТЕТРАДИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

– читательский дневник или цитатная тетрадь ведется студентом в течение семестра;

– в читательский дневник (цитатную тетрадь) записываются все прочитанные произведения устного народного творчества (или наиболее выразительные фрагменты больших текстов), их краткая характеристика;

– студент имеет право воспользоваться читательским дневником или цитатной тетрадью во время экзамена с целью подтвердить поэтическими примерами то или иное утверждение или проанализировать какое-либо художественное средство.