ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФЕРАТА.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
– в течение семестра студент выполняет один реферат на выбор;
– литература и источники для написания реферата подбираются студентом самостоятельно;
– список использованной литературы по каждой теме должен насчитывать не менее 10-ти позиций и обязательно включать в себя издания последних десятилетий;
– реферат должен иметь соответствующее жанру оформление (объем не менее 15 – 20 страниц печатного текста, на первой странице – содержание реферата, в конце – список использованной литературы с указанием страниц в алфавитном порядке, сноски оформляются в квадратных скобках с указанием автора работы, года издания и номера цитируемой страницы; формат А4, интервал полуторный, 14 кегль);
– приветствуется наличие в реферате иллюстраций, фотографий и т.п.
– кроме информации, почерпнутой из научной и публицистической литературы, периодики, реферат должен содержать элементы собственного анализа и осмысления выбранной темы.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Примерные темы рефератов по курсу «Стилистика русского языка».
- Утверждение стилистики в русской филологии.
- Экспансионизм современной стилистики: от «стилистики языка» к «стилистике речи».
- Социальная коммуникация и язык.
- Стилистика с когнитивной точки зрения.
- Стилистика Пражского лингвистического кружка и отечественная филология.
- Суггестивная функция языка в рекламных текстах.
- Актуальные вопросы лингвоэкологии.
- «Языковая картина мира» и «индивидуальная поэтическая картина мира» в структуре художественного текста.
- Современная теория дискурса и принципы дискурсивного анализа.
- Спорные вопросы классификации стилей.
- Филологическая концепция Г.О. Винокура.
- Стилистическая концепция В.В.Виноградова.
- Специфика современного газетного дискурса.
- Принципы стилистического анализа художественного стиля.
- Роль метафоры в научном познании. Когнитивная теория метафоры.
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
– конспекты выполняются студентом в течение семестра в отдельной тетради;
– каждая книга прорабатывается не позднее семинарского занятия, посвященного теме, рассматриваемой автором;
– особое внимание в конспекте уделяется главам и разделам книги, обозначенным в плане семинарского занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
- Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск, 1992.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы.- М.,1980.
- Виноградов В.В.Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М., 1963.
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц.- М., 1980.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
- Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. – М.: 1981
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1989.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.
- Сковородников А.П. Об экологии русского языка // Филологические науки, 1992.- № 5-6.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М.: Рус. яз., 2002.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.
4. ВЕДЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА ИЛИ ЦИТАТНОЙ ТЕТРАДИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
– читательский дневник или цитатная тетрадь ведется студентом в течение семестра;
– в читательский дневник (цитатную тетрадь) записываются все прочитанные произведения устного народного творчества (или наиболее выразительные фрагменты больших текстов), их краткая характеристика;
– студент имеет право воспользоваться читательским дневником или цитатной тетрадью во время экзамена с целью подтвердить поэтическими примерами то или иное утверждение или проанализировать какое-либо художественное средство.