Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессеуправления кон­фликтами зависит от многих факторов — содержания самого конф­ликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Они представлены в таблице «Алгоритм управления конфликтами» (см. таблицу 7).

 

Таблица 7

 

Алгоритм управления конфликтом

 

Шаг Содержание деятельности Способы (методы) реализации  
1. Изучение причин возникновения конфликта Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др.
2. Ограничение числа участников Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п.
3. Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.
4. Принятие решения Административные методы; педагогические методы

 

В процессе управленческой деятельности по разрешению конф­ликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

- объективности и адекватности оценки конфликта;

- конкретно-ситуационного подхода;

- гласности;

- демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

- комплексного использования способов и приемов воздействия.

Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструк­тивных решений, которые представлены в таблице «Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту» (см. таблицу 8).

Таблица 8